fonzeppelin (fonzeppelin) wrote,
fonzeppelin
fonzeppelin

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Сравнение зенитных ракет Второй Мировой

Фух, я дома! После целой недели солнца, моря, и ленивых толстых котиков включаться в обычный распорядок нелегко; но я постараюсь) И для начала - с опозданием на трое суток, запощу новый материал для Вархеда)



Во время Второй Мировой стало ясно, что возможности зенитной артиллерии не успевают за совершенствованием авиации. Скорость и высота полета самолетов возрастали значительно быстрее, чем скорострельность и начальная скорость снаряда зениток. Поэтому еще до окончания войны, наиболее технически развитые участники начали разработку управляемых зенитных ракет. Вопреки популярным мифам о “вундерваффе”, зенитные ракеты разрабатывали далеко не только в Германии, но и в США, Великобритании, Японии и даже скромной Италии.

Мы попробуем оценить по одной (доведённой до наибольшей готовности) зенитной ракете от каждой нации по совокупности параметров: лётно-техническим характеристикам (ЛТХ), системе управления, а также по возможному влиянию на ход военных действий, если бы разработка завершилась до окончания войны. Каждый из этих параметров я оценил в пределах от одного до пяти баллов.

Для начала немного об участниках забега (и сразу же об ЛТХ).

1: ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Wasserfall (Германия)



Тяжёлая зенитная ракета, разработанная инженерами Пенемюнде в 1941–1945 годах. Изначально представляла собой зенитную версию «Фау-2», но в ходе разработки в проект были внесены значительные изменения: в качестве окислителя решили использовать долгохранящуюся азотную кислоту (непрактичность зенитной ракеты на жидком кислороде дошла даже до немцев), а баки сделали несущими.

Ракета предназначалась для уничтожения тяжёлых бомбардировщиков в плотных построениях и оснащалась очень мощной боевой частью. Часто встречается утверждение, что «Вассерфаль» должна была одним подрывом поражать несколько самолётов, однако более вероятно, что тяжёлая боевая часть компенсировала низкую точность ракеты.

К проектированию ракеты приступили ещё в 1941 году, но первые испытания компонентов начались только в 1943-м. Программа разработки сдерживалась нехваткой ресурсов, союзными бомбардировками и множеством конкурирующих проектов со стороны других фирм и ведомств. Первые испытательные пуски состоялись летом 1944 года, однако сверхзвукового полёта удалось добиться только в феврале 1945-го. До конца войны было выполнено всего 35 пусков «Вассерфаль».

ЛТХ: Скорость — 2800 км/ч, дальность — 25 километров, потолок — 18 километров.

Оценка: Пять баллов. Характеристики, выдающиеся для 1940-х годов (и вполне приемлемые даже для 1950-х), обеспечивали уверенное поражение тяжёлых бомбардировщиков B-29 (потолок 12 тысяч метров) и даже перспективных реактивных машин.

DAAC (Италия)





Ракету Dispositivo Anti Aereo Campini (итал. «Противовоздушный боеприпас Кампини») спроектировал итальянский инженер Кампини ещё в самом начале войны. Она представляла собой небольшой беспилотный самолёт, управляемый по радио и приводимый в движение жидкостным ракетным двигателем на азотной кислоте и керосине. Основным назначением DAAC была защита военных кораблей от воздушного нападения (но рассматривалось использование в качестве оружия «поверхность-поверхность»).

Согласно имеющимся (немногочисленным) данным, испытания упрощённых прототипов ракеты состоялись ещё в 1940 году. Однако итальянское командование не уделило проекту внимания и не поддержало разработку. Зато ракетой заинтересовались немцы, с которыми Кампини вёл совместную работу при посредничестве концерна «Ансальдо».

На основе проекта DAAC немцы разработали трансзвуковую зенитную ракету Hs.117 Schmetterling, оснащённую единственным доведённым до серийного производства немецким радиовзрывателем. В 1944 году были проведены 59 пусков, из них примерно половина удачных. Массовое производство предполагалось начать весной 1945 года, но всю программу закрыли в феврале.

ЛТХ: Скорость — до 500 км/ч (до 900 км/ч для Schmetterling), дальность — до 32 километров (38 километров для Schmetterling), потолок — до девяти-десяти километров.

Оценка: Четыре балла. Дозвуковая скорость исходной ракеты сильно вредит её эффективности, но немцы сумели повысить скорость до трансзвуковой. Дальность и потолок DAAC вполне достаточны для защиты как корабельных соединений, так и наземных объектов от винтовых бомбардировщиков.

Funryu-2 (Япония)




Зенитная ракета «Фунрю-2» была разработана Императорским флотом в 1945 году на базе предшествующих работ по созданию управляемой ракеты «воздух-поверхность». Целью программы было получить управляемую зенитную ракету в короткие сроки (американские бомбардировки уже наносили катастрофический урон японской промышленности) — и поэтому ракету делали максимально простой.

Корпус имел форму цилиндрического баллона с закруглёнными оконечностями и Х-образными крыльями, на которых устанавливалась система управления. Неподвижные хвостовые стабилизаторы цеплялись прямо на сопло. В движение ракету приводил твёрдотопливный ракетный двигатель, аналогичный используемым на самолётах-снарядах камикадзе.

Из-за сильнейшей нехватки ресурсов (доходившей до того, что инженерам приходилось в буквальном смысле грабить склады) ракета поступила на испытания только в конце лета 1945 года. После серии бросковых тестов состоялся один успешный управляемый пуск. Дальнейшие работы над «Фунрю-2» были прерваны в связи с капитуляцией Японии.

ЛТХ: Скорость — 845 км/ч, дальность — пять километров, потолок — пять километров.

Оценка: Три балла. Японская ракета не отличалась ни дальностью, ни потолком, и могла эффективно поражать только летящие на малой высоте самолёты. Решить основную проблему — поражение B-29, бомбящих с высоты 10-12 километров, — она не могла. С другой стороны, ракета была твёрдотопливной и сравнительно компактной, так что вполне могла стать толковым средством тактической ПВО.

Brakemine (Великобритания)



Идею автоматически наводящейся по лучу радара ракеты независимо предложили в 1943 году капитан Седжфилд из REME и мистер Брэдфорд из компании A. C. Cossor Ltd. В сотрудничестве с командованием противовоздушной обороны они разработали сравнительно компактную сверхзвуковую зенитную ракету, приводимую в движение шестью твёрдотопливными двигателями от трёхдюймовых НУР и управляемую при помощи пары поворотных крыльев.

Точное происхождение названия неизвестно. По легенде, один скептически настроенный генерал как-то сказал Седжфилду: «Неудача проекта может разбить ваше сердце, но не разобьёт моё». Последние слова — break mine — стали девизом проекта, а затем, с небольшим видоизменением, и названием для ракеты.

Испытания «Брейкемины» начались осенью 1944 года. В ходе опытных пусков удалось выявить ряд недостатков, исправить которые удалось только в 1945 году. В 1946-м программу закрыли ввиду ограниченных возможностей развития и недостаточной ожидаемой эффективности против перспективных сверхзвуковых самолётов.

ЛТХ: Скорость — 1200-1500 км/ч, дальность — около 15 километров, потолок — около 10-15 километров.

Оценка: Четыре балла. Характеристики могли быть и получше, если бы не упорное желание использовать широкодоступные трёхдюймовые твёрдотопливные ракеты. Но даже в имеющемся виде «Брейкемина» обеспечивала поражение любых существующих и перспективных немецких самолётов.

KAN Little Joe (США)



Ракета KAN «Литтл Джо», разработанная в 1945 году в качестве экстренной меры защиты от японских камикадзе, представляла собой типичный пример американского подхода off the shelf, то есть создания нового оружия из наличных компонентов. В качестве маршевого двигателя американцы взяли твёрдотопливный авиационный ускоритель JATO, а в качестве стартового ускорителя прицепили по бокам четыре 3,5-дюймовые артиллерийские ракеты Mk-7.

Систему радиоуправления целиком заимствовали от радиоуправляемых авиабомб VB-серии, а в качестве боевой части приделали фугасную авиабомбу AN-M 30 с неконтактным VT-взрывателем.

ЛТХ: Скорость — до 650 км/ч, дальность — до четырёх километров, потолок — до 2,5 километров.

Оценка: Три балла. Характеристики ракеты откровенно минимальны. Впрочем, «Литтл Джо» предназначался исключительно для самообороны кораблей от нападения камикадзе, и высокие ЛТХ ему совершенно не требовались. Цели в любом случае шли прямо на него.

2: СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Wasserfall (Германия)


Управление ручное радиокомандное, визуальное. Цели отслеживались визуально оператором, который затем вручную (при помощи джойстика) командами со станции приводил ракету к линии визирования. Используемая командная система управления была развитием стандартной немецкой Kehl-Strasbourg, созданной на основе трофейных французских разработок 1938–1940 годов.

В перспективе предполагалось использовать пару радаров для отслеживания цели и летящей ракеты. Управление, впрочем, оставалось ручным радиокомандным: оператор видел цель и ракету в виде точек на экране и стремился совместить их при помощи джойстика. Подрыв боевой части — командный, по визуальной оценке близости к цели.

Оценка:
Три балла (можно накинуть один балл за планировавшийся переход на радарное отслеживание, но не более. Тем более, что система ворованная). 

DAAC (Италия)

DAAC и «Шметтерлинг»: явное сходство

Управление ручное радиокомандное, визуальное. С целями всё то же самое, что и у Wasserfall. Командная система управления — оригинальная конструкция Кампини. Подрыв боевой части командный, по визуальной оценке близости к цели (немецкая версия, впрочем, получила неконтактный взрыватель)

Оценка: Два балла. Система управления примитивна, зависима от условий видимости и подвержена человеческим ошибкам.

Funryu-2 (Япония)


1 — баллон со сжатым воздухом; 2 — контрольные клапаны пневмосистемы; 3 — сервопривод вертикального руля; 4 — гироскопический автопилот; 5 — радиоприёмное устройство

Управление ручное радиокомандное, визуальное. Цель и ракета отслеживались визуально оператором, который затем вручную (при помощи кнопок) командами со станции управления приводил ракету к цели. Подрыв боевой части командный, по визуальной оценке близости к цели.

Оценка: Два балла. Всё то же самое, что и у DAAC.

Brakemine (Великобритания)



Управление автоматическое, методом «осёдланный луч». Вращающийся луч РЛСAANo. 3 Mk7 автоматически сопровождал выбранную цель — запущенная ракета автоматически удерживала сама себя в пределах трассы луча. Подрыв боевой части проводился неконтактным взрывателем.

Оценка: Пять баллов. Наиболее совершенная и эффективная система управления из всех ЗУР, испытанных во время Второй мировой. Полностью автоматическая, не зависящая от условий видимости и устойчивая к помехам.

KAN Little Joe (США)




Управление ручное радиокомандное, визуальное. Цель и ракета отслеживались оператором визуально. Работа шла вручную (при помощи джойстика). Используемая командная система — стандартная комбинация приёмника AN/ARW-17 и передатчика AN/ARW-19, разработанных для управляемых авиабомб.

Оценка: Два балла. Система управления — ровно как у DAAC и Funryu-2. Но ей приходилось решать наиболее простую задачу: поражение камикадзе, идущего прямо на корабль.

3: ВОЗМОЖНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ХОД ВОЙНЫ

Wasserfall (Германия)



Никакого влияния. «Вассерфаль» был объективно слишком сложным и масштабным проектом, чтобы успеть закончить его за разумное время. Конструкция ракеты содержала множество недостатков, связанных со спешкой при разработке и недостаточным пониманием германскими ракетчиками ряда ключевых вопросов. Единственная доступная система управления была безнадёжно скомпрометирована и чрезвычайно уязвима для средств РЭБ.

На исправление всех недостатков «Вассерфаль» ушли бы долгие годы. Уже после войны и США, и СССР долго и безрезультатно пытались доработать трофейную «Вассерфаль» до боеспособного состояния — но в итоге пришли к выводу, что проще и быстрее будет разработать новую ракету с нуля. Эту оценку следует считать приговором немецкой ракете.

Оценка: Один балл.

DAAC (Италия)


Возможное влияние — весьма значительное, поскольку DAAC было вполне реально довести «до ума» не к окончанию, а к середине войны. Прояви итальянское военное командование больше дальновидности, ракета Кампини поступила бы на вооружение уже в 1942–1943 годах, радикально усилив противовоздушную оборону итальянского флота и значительно ослабив значение воздушного превосходства союзников.

Кроме того, как показал немецкий опыт разработки Schmetterling, у итальянской ракеты был значительный потенциал модернизации.

Оценка: Пять баллов.

Funryu-2 (Япония)




Влияние незначительное. Безусловно, японские зенитные ракеты доставили бы определённых хлопот американцам, но всё же они стали типичным примером «слишком мало, слишком поздно». Кроме того, потолок «Фунрю-2» был недостаточен для поражения тяжёлых бомбардировщиков.

Тем не менее, массовое развёртывание этих ракет в 1945–1946 годах было бы неприятным сюрпризом и, вероятно, вынудило бы американцев отказаться от бомбардировок с малой высоты.

Оценка: Три балла.

Brakemine (Великобритания)



Возможное влияние — значительное, но ограниченное. Разработка «Брейкемины» шла медленно ввиду отсутствия прямой необходимости, но возникни таковая — и работы могли быть значительно ускорены. Если бы война в Европе затянулась ещё на полгода-год, «Брейкемина» стала бы лучшим британским ответом на немецкие реактивные бомбардировщики и новые самолёты-снаряды Luft’46.

Оценка:
Четыре балла.

KAN Little Joe (США)



Возможное влияние — значимое, но ограниченное. Ракеты «Литтл Джо» готовились для высадки в Японии и, несомненно, стали бы эффективным аргументом против японских камикадзе. Однако к моменту их появления ход войны был уже полностью предопределён.

Оценка: Три балла.

ИТОГИ:

Первое место (4+5+4 = 13 баллов) закономерно достаётся британской «Брейкемине». Из всех зенитных ракет, испытанных во время Второй мировой, она была единственной, имевшей полностью автоматическое, всепогодное наведение «по лучу» радара.

Её лётно-технические характеристики также вполне заслуживают уважения. При необходимости она стала бы эффективным ответом на любые немецкие «вундервафли» конца войны.

Второе место (4+2+5=11 баллов) занимает итальянская DAAC. Хотя эта ракета и весьма консервативна по конструкции (Кампини явно больше мыслил в терминах «беспилотного истребителя», нежели управляемого снаряда), она, тем не менее, могла оказать наибольшее влияние на ход войны ввиду своего раннего появления. Работоспособность концепции Кампини была в дальнейшем подтверждена немцами, создавшими на базе его разработки ЗУР Hs.117 Schmetterling.

Почётное третье место (5+3+1 = 9 баллов) занимает немецкая «Вассерфаль». К достоинствам этой ракеты можно отнести продуманную и весьма передовую конструкцию, а также высокие ЛТХ. К недостаткам же относятся довольно примитивное наведение (да ещё и на основе уже скомпрометированной трофейной системы!) и… катастрофическая переусложнённость, которая ставила крест на любых шансах немецкой ракеты поступить на вооружение.

Долгие и безуспешные попытки советских и американских конструкторов довести «Вассерфаль» до ума ясно демонстрируют: военных перспектив у ракеты не было.

Ни японская «Фунрю-2» (3+2+3 = 8 баллов), ни американская «Литтл Джо» (3+2+3 = 8) в тройку лидеров не попали. Эти ракеты были откровенно импровизационными решениями, и главным при их проектировании было получить хоть какую-то ЗУР как можно быстрее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Этот небольшой анализ позволяет наглядно проиллюстрировать ту мысль, которую я давно уже стремлюсь донести до интересующихся военной историей. Немецкие "вундерваффе" Второй Мировой не были чем-то "опережающим на десятилетия". Они шли целиком в рамках общей и очевидной парадигмы развития противовоздушной обороны, связанной с кризисом ствольной зенитной артиллерии. Ну, и кроме того - немецкие конструктивные решения были, с одной стороны, головоломно-переусложненными (судьба "Вассерфаль" тому наглядный пример), а с другой - безнадежно примитивными, отстающими от технологического уровня своего времени. И эта статья - хорошая тому демонстрация.
Tags: 1940-ые, анализ, военная техника, вооружения, управляемое оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments