?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фух, я дома! После целой недели солнца, моря, и ленивых толстых котиков включаться в обычный распорядок нелегко; но я постараюсь) И для начала - с опозданием на трое суток, запощу новый материал для Вархеда)



Во время Второй Мировой стало ясно, что возможности зенитной артиллерии не успевают за совершенствованием авиации. Скорость и высота полета самолетов возрастали значительно быстрее, чем скорострельность и начальная скорость снаряда зениток. Поэтому еще до окончания войны, наиболее технически развитые участники начали разработку управляемых зенитных ракет. Вопреки популярным мифам о “вундерваффе”, зенитные ракеты разрабатывали далеко не только в Германии, но и в США, Великобритании, Японии и даже скромной Италии.

Мы попробуем оценить по одной (доведённой до наибольшей готовности) зенитной ракете от каждой нации по совокупности параметров: лётно-техническим характеристикам (ЛТХ), системе управления, а также по возможному влиянию на ход военных действий, если бы разработка завершилась до окончания войны. Каждый из этих параметров я оценил в пределах от одного до пяти баллов.

Для начала немного об участниках забега (и сразу же об ЛТХ).

1: ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Wasserfall (Германия)



Тяжёлая зенитная ракета, разработанная инженерами Пенемюнде в 1941–1945 годах. Изначально представляла собой зенитную версию «Фау-2», но в ходе разработки в проект были внесены значительные изменения: в качестве окислителя решили использовать долгохранящуюся азотную кислоту (непрактичность зенитной ракеты на жидком кислороде дошла даже до немцев), а баки сделали несущими.

Ракета предназначалась для уничтожения тяжёлых бомбардировщиков в плотных построениях и оснащалась очень мощной боевой частью. Часто встречается утверждение, что «Вассерфаль» должна была одним подрывом поражать несколько самолётов, однако более вероятно, что тяжёлая боевая часть компенсировала низкую точность ракеты.

К проектированию ракеты приступили ещё в 1941 году, но первые испытания компонентов начались только в 1943-м. Программа разработки сдерживалась нехваткой ресурсов, союзными бомбардировками и множеством конкурирующих проектов со стороны других фирм и ведомств. Первые испытательные пуски состоялись летом 1944 года, однако сверхзвукового полёта удалось добиться только в феврале 1945-го. До конца войны было выполнено всего 35 пусков «Вассерфаль».

ЛТХ: Скорость — 2800 км/ч, дальность — 25 километров, потолок — 18 километров.

Оценка: Пять баллов. Характеристики, выдающиеся для 1940-х годов (и вполне приемлемые даже для 1950-х), обеспечивали уверенное поражение тяжёлых бомбардировщиков B-29 (потолок 12 тысяч метров) и даже перспективных реактивных машин.

DAAC (Италия)





Ракету Dispositivo Anti Aereo Campini (итал. «Противовоздушный боеприпас Кампини») спроектировал итальянский инженер Кампини ещё в самом начале войны. Она представляла собой небольшой беспилотный самолёт, управляемый по радио и приводимый в движение жидкостным ракетным двигателем на азотной кислоте и керосине. Основным назначением DAAC была защита военных кораблей от воздушного нападения (но рассматривалось использование в качестве оружия «поверхность-поверхность»).

Согласно имеющимся (немногочисленным) данным, испытания упрощённых прототипов ракеты состоялись ещё в 1940 году. Однако итальянское командование не уделило проекту внимания и не поддержало разработку. Зато ракетой заинтересовались немцы, с которыми Кампини вёл совместную работу при посредничестве концерна «Ансальдо».

На основе проекта DAAC немцы разработали трансзвуковую зенитную ракету Hs.117 Schmetterling, оснащённую единственным доведённым до серийного производства немецким радиовзрывателем. В 1944 году были проведены 59 пусков, из них примерно половина удачных. Массовое производство предполагалось начать весной 1945 года, но всю программу закрыли в феврале.

ЛТХ: Скорость — до 500 км/ч (до 900 км/ч для Schmetterling), дальность — до 32 километров (38 километров для Schmetterling), потолок — до девяти-десяти километров.

Оценка: Четыре балла. Дозвуковая скорость исходной ракеты сильно вредит её эффективности, но немцы сумели повысить скорость до трансзвуковой. Дальность и потолок DAAC вполне достаточны для защиты как корабельных соединений, так и наземных объектов от винтовых бомбардировщиков.

Funryu-2 (Япония)




Зенитная ракета «Фунрю-2» была разработана Императорским флотом в 1945 году на базе предшествующих работ по созданию управляемой ракеты «воздух-поверхность». Целью программы было получить управляемую зенитную ракету в короткие сроки (американские бомбардировки уже наносили катастрофический урон японской промышленности) — и поэтому ракету делали максимально простой.

Корпус имел форму цилиндрического баллона с закруглёнными оконечностями и Х-образными крыльями, на которых устанавливалась система управления. Неподвижные хвостовые стабилизаторы цеплялись прямо на сопло. В движение ракету приводил твёрдотопливный ракетный двигатель, аналогичный используемым на самолётах-снарядах камикадзе.

Из-за сильнейшей нехватки ресурсов (доходившей до того, что инженерам приходилось в буквальном смысле грабить склады) ракета поступила на испытания только в конце лета 1945 года. После серии бросковых тестов состоялся один успешный управляемый пуск. Дальнейшие работы над «Фунрю-2» были прерваны в связи с капитуляцией Японии.

ЛТХ: Скорость — 845 км/ч, дальность — пять километров, потолок — пять километров.

Оценка: Три балла. Японская ракета не отличалась ни дальностью, ни потолком, и могла эффективно поражать только летящие на малой высоте самолёты. Решить основную проблему — поражение B-29, бомбящих с высоты 10-12 километров, — она не могла. С другой стороны, ракета была твёрдотопливной и сравнительно компактной, так что вполне могла стать толковым средством тактической ПВО.

Brakemine (Великобритания)



Идею автоматически наводящейся по лучу радара ракеты независимо предложили в 1943 году капитан Седжфилд из REME и мистер Брэдфорд из компании A. C. Cossor Ltd. В сотрудничестве с командованием противовоздушной обороны они разработали сравнительно компактную сверхзвуковую зенитную ракету, приводимую в движение шестью твёрдотопливными двигателями от трёхдюймовых НУР и управляемую при помощи пары поворотных крыльев.

Точное происхождение названия неизвестно. По легенде, один скептически настроенный генерал как-то сказал Седжфилду: «Неудача проекта может разбить ваше сердце, но не разобьёт моё». Последние слова — break mine — стали девизом проекта, а затем, с небольшим видоизменением, и названием для ракеты.

Испытания «Брейкемины» начались осенью 1944 года. В ходе опытных пусков удалось выявить ряд недостатков, исправить которые удалось только в 1945 году. В 1946-м программу закрыли ввиду ограниченных возможностей развития и недостаточной ожидаемой эффективности против перспективных сверхзвуковых самолётов.

ЛТХ: Скорость — 1200-1500 км/ч, дальность — около 15 километров, потолок — около 10-15 километров.

Оценка: Четыре балла. Характеристики могли быть и получше, если бы не упорное желание использовать широкодоступные трёхдюймовые твёрдотопливные ракеты. Но даже в имеющемся виде «Брейкемина» обеспечивала поражение любых существующих и перспективных немецких самолётов.

KAN Little Joe (США)



Ракета KAN «Литтл Джо», разработанная в 1945 году в качестве экстренной меры защиты от японских камикадзе, представляла собой типичный пример американского подхода off the shelf, то есть создания нового оружия из наличных компонентов. В качестве маршевого двигателя американцы взяли твёрдотопливный авиационный ускоритель JATO, а в качестве стартового ускорителя прицепили по бокам четыре 3,5-дюймовые артиллерийские ракеты Mk-7.

Систему радиоуправления целиком заимствовали от радиоуправляемых авиабомб VB-серии, а в качестве боевой части приделали фугасную авиабомбу AN-M 30 с неконтактным VT-взрывателем.

ЛТХ: Скорость — до 650 км/ч, дальность — до четырёх километров, потолок — до 2,5 километров.

Оценка: Три балла. Характеристики ракеты откровенно минимальны. Впрочем, «Литтл Джо» предназначался исключительно для самообороны кораблей от нападения камикадзе, и высокие ЛТХ ему совершенно не требовались. Цели в любом случае шли прямо на него.

2: СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Wasserfall (Германия)


Управление ручное радиокомандное, визуальное. Цели отслеживались визуально оператором, который затем вручную (при помощи джойстика) командами со станции приводил ракету к линии визирования. Используемая командная система управления была развитием стандартной немецкой Kehl-Strasbourg, созданной на основе трофейных французских разработок 1938–1940 годов.

В перспективе предполагалось использовать пару радаров для отслеживания цели и летящей ракеты. Управление, впрочем, оставалось ручным радиокомандным: оператор видел цель и ракету в виде точек на экране и стремился совместить их при помощи джойстика. Подрыв боевой части — командный, по визуальной оценке близости к цели.

Оценка:
Три балла (можно накинуть один балл за планировавшийся переход на радарное отслеживание, но не более. Тем более, что система ворованная). 

DAAC (Италия)

DAAC и «Шметтерлинг»: явное сходство

Управление ручное радиокомандное, визуальное. С целями всё то же самое, что и у Wasserfall. Командная система управления — оригинальная конструкция Кампини. Подрыв боевой части командный, по визуальной оценке близости к цели (немецкая версия, впрочем, получила неконтактный взрыватель)

Оценка: Два балла. Система управления примитивна, зависима от условий видимости и подвержена человеческим ошибкам.

Funryu-2 (Япония)


1 — баллон со сжатым воздухом; 2 — контрольные клапаны пневмосистемы; 3 — сервопривод вертикального руля; 4 — гироскопический автопилот; 5 — радиоприёмное устройство

Управление ручное радиокомандное, визуальное. Цель и ракета отслеживались визуально оператором, который затем вручную (при помощи кнопок) командами со станции управления приводил ракету к цели. Подрыв боевой части командный, по визуальной оценке близости к цели.

Оценка: Два балла. Всё то же самое, что и у DAAC.

Brakemine (Великобритания)



Управление автоматическое, методом «осёдланный луч». Вращающийся луч РЛСAANo. 3 Mk7 автоматически сопровождал выбранную цель — запущенная ракета автоматически удерживала сама себя в пределах трассы луча. Подрыв боевой части проводился неконтактным взрывателем.

Оценка: Пять баллов. Наиболее совершенная и эффективная система управления из всех ЗУР, испытанных во время Второй мировой. Полностью автоматическая, не зависящая от условий видимости и устойчивая к помехам.

KAN Little Joe (США)




Управление ручное радиокомандное, визуальное. Цель и ракета отслеживались оператором визуально. Работа шла вручную (при помощи джойстика). Используемая командная система — стандартная комбинация приёмника AN/ARW-17 и передатчика AN/ARW-19, разработанных для управляемых авиабомб.

Оценка: Два балла. Система управления — ровно как у DAAC и Funryu-2. Но ей приходилось решать наиболее простую задачу: поражение камикадзе, идущего прямо на корабль.

3: ВОЗМОЖНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ХОД ВОЙНЫ

Wasserfall (Германия)



Никакого влияния. «Вассерфаль» был объективно слишком сложным и масштабным проектом, чтобы успеть закончить его за разумное время. Конструкция ракеты содержала множество недостатков, связанных со спешкой при разработке и недостаточным пониманием германскими ракетчиками ряда ключевых вопросов. Единственная доступная система управления была безнадёжно скомпрометирована и чрезвычайно уязвима для средств РЭБ.

На исправление всех недостатков «Вассерфаль» ушли бы долгие годы. Уже после войны и США, и СССР долго и безрезультатно пытались доработать трофейную «Вассерфаль» до боеспособного состояния — но в итоге пришли к выводу, что проще и быстрее будет разработать новую ракету с нуля. Эту оценку следует считать приговором немецкой ракете.

Оценка: Один балл.

DAAC (Италия)


Возможное влияние — весьма значительное, поскольку DAAC было вполне реально довести «до ума» не к окончанию, а к середине войны. Прояви итальянское военное командование больше дальновидности, ракета Кампини поступила бы на вооружение уже в 1942–1943 годах, радикально усилив противовоздушную оборону итальянского флота и значительно ослабив значение воздушного превосходства союзников.

Кроме того, как показал немецкий опыт разработки Schmetterling, у итальянской ракеты был значительный потенциал модернизации.

Оценка: Пять баллов.

Funryu-2 (Япония)




Влияние незначительное. Безусловно, японские зенитные ракеты доставили бы определённых хлопот американцам, но всё же они стали типичным примером «слишком мало, слишком поздно». Кроме того, потолок «Фунрю-2» был недостаточен для поражения тяжёлых бомбардировщиков.

Тем не менее, массовое развёртывание этих ракет в 1945–1946 годах было бы неприятным сюрпризом и, вероятно, вынудило бы американцев отказаться от бомбардировок с малой высоты.

Оценка: Три балла.

Brakemine (Великобритания)



Возможное влияние — значительное, но ограниченное. Разработка «Брейкемины» шла медленно ввиду отсутствия прямой необходимости, но возникни таковая — и работы могли быть значительно ускорены. Если бы война в Европе затянулась ещё на полгода-год, «Брейкемина» стала бы лучшим британским ответом на немецкие реактивные бомбардировщики и новые самолёты-снаряды Luft’46.

Оценка:
Четыре балла.

KAN Little Joe (США)



Возможное влияние — значимое, но ограниченное. Ракеты «Литтл Джо» готовились для высадки в Японии и, несомненно, стали бы эффективным аргументом против японских камикадзе. Однако к моменту их появления ход войны был уже полностью предопределён.

Оценка: Три балла.

ИТОГИ:

Первое место (4+5+4 = 13 баллов) закономерно достаётся британской «Брейкемине». Из всех зенитных ракет, испытанных во время Второй мировой, она была единственной, имевшей полностью автоматическое, всепогодное наведение «по лучу» радара.

Её лётно-технические характеристики также вполне заслуживают уважения. При необходимости она стала бы эффективным ответом на любые немецкие «вундервафли» конца войны.

Второе место (4+2+5=11 баллов) занимает итальянская DAAC. Хотя эта ракета и весьма консервативна по конструкции (Кампини явно больше мыслил в терминах «беспилотного истребителя», нежели управляемого снаряда), она, тем не менее, могла оказать наибольшее влияние на ход войны ввиду своего раннего появления. Работоспособность концепции Кампини была в дальнейшем подтверждена немцами, создавшими на базе его разработки ЗУР Hs.117 Schmetterling.

Почётное третье место (5+3+1 = 9 баллов) занимает немецкая «Вассерфаль». К достоинствам этой ракеты можно отнести продуманную и весьма передовую конструкцию, а также высокие ЛТХ. К недостаткам же относятся довольно примитивное наведение (да ещё и на основе уже скомпрометированной трофейной системы!) и… катастрофическая переусложнённость, которая ставила крест на любых шансах немецкой ракеты поступить на вооружение.

Долгие и безуспешные попытки советских и американских конструкторов довести «Вассерфаль» до ума ясно демонстрируют: военных перспектив у ракеты не было.

Ни японская «Фунрю-2» (3+2+3 = 8 баллов), ни американская «Литтл Джо» (3+2+3 = 8) в тройку лидеров не попали. Эти ракеты были откровенно импровизационными решениями, и главным при их проектировании было получить хоть какую-то ЗУР как можно быстрее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Этот небольшой анализ позволяет наглядно проиллюстрировать ту мысль, которую я давно уже стремлюсь донести до интересующихся военной историей. Немецкие "вундерваффе" Второй Мировой не были чем-то "опережающим на десятилетия". Они шли целиком в рамках общей и очевидной парадигмы развития противовоздушной обороны, связанной с кризисом ствольной зенитной артиллерии. Ну, и кроме того - немецкие конструктивные решения были, с одной стороны, головоломно-переусложненными (судьба "Вассерфаль" тому наглядный пример), а с другой - безнадежно примитивными, отстающими от технологического уровня своего времени. И эта статья - хорошая тому демонстрация.

Comments

( 55 comments — Leave a comment )
lx_photos
Sep. 30th, 2019 06:50 pm (UTC)
Классно, спасибо.
fonzeppelin
Sep. 30th, 2019 07:10 pm (UTC)
Пожалуйста)
spellinger
Sep. 30th, 2019 07:03 pm (UTC)
А как же Bachem Ba 349 Natter ?
taira_koremochi
Sep. 30th, 2019 07:12 pm (UTC)
Разве это не было откровенным вредительством?
(no subject) - fonzeppelin - Sep. 30th, 2019 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taira_koremochi - Sep. 30th, 2019 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Sep. 30th, 2019 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taira_koremochi - Sep. 30th, 2019 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fatangryopossum - Sep. 30th, 2019 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _ - Oct. 1st, 2019 10:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - spellinger - Sep. 30th, 2019 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Sep. 30th, 2019 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spellinger - Sep. 30th, 2019 08:41 pm (UTC) - Expand
taira_koremochi
Sep. 30th, 2019 07:10 pm (UTC)
Спасибо, за столь наглядное разъяснение.
fonzeppelin
Sep. 30th, 2019 07:15 pm (UTC)
Пожалуйста)
lilibay
Sep. 30th, 2019 07:22 pm (UTC)
Какова роль Wasserfall или других немецких разработок в создании С-25? И ели не немцы, то кто поделился своими секретами?
fonzeppelin
Sep. 30th, 2019 07:29 pm (UTC)
Пожалуй, только освоение двигателей на хранящихся компонентах - керосине и азотной кислоте.
(no subject) - lilibay - Sep. 30th, 2019 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Sep. 30th, 2019 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - demyan - Sep. 30th, 2019 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Sep. 30th, 2019 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Oct. 1st, 2019 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - demyan - Oct. 1st, 2019 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Oct. 1st, 2019 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - demyan - Oct. 1st, 2019 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Oct. 2nd, 2019 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Oct. 1st, 2019 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - demyan - Oct. 1st, 2019 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Oct. 1st, 2019 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - demyan - Oct. 2nd, 2019 04:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Oct. 2nd, 2019 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - demyan - Oct. 3rd, 2019 08:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Oct. 4th, 2019 09:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - demyan - Oct. 6th, 2019 10:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Oct. 4th, 2019 09:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - demyan - Oct. 6th, 2019 10:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Oct. 4th, 2019 10:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - demyan - Oct. 6th, 2019 11:16 pm (UTC) - Expand
fatangryopossum
Sep. 30th, 2019 07:28 pm (UTC)
Статья годная, автор кошерный. )
fonzeppelin
Sep. 30th, 2019 07:30 pm (UTC)
Спасибо, коллега)))
(no subject) - fatangryopossum - Sep. 30th, 2019 08:37 pm (UTC) - Expand
maxdianov
Sep. 30th, 2019 07:57 pm (UTC)

Спасибо, отличный анализ, давно хотел прочитать подобный разбор!

fonzeppelin
Sep. 30th, 2019 08:16 pm (UTC)
Пожалуйста! Рад, что понравилось!
cy_beer
Sep. 30th, 2019 11:15 pm (UTC)
Интересно, а каковы были бы характеристики ЗРК, если бы все упомянутые конструкторские коллективы работали над одним проектом?

Иными словами - какую зенитную ракету теоретически позволяли сделать технологии начала 1945 года собранные со всей Земли и когда схожее по характеристикам изделие реально было сделано в каждой из стран?
jr0
Oct. 1st, 2019 10:36 am (UTC)
Ясно, что кто лучший, тот и прав во всем. Не надо разбавлять лучшие решения худшими.
smolkin_maxim
Oct. 1st, 2019 06:35 am (UTC)
Спасибо!

1. а какой взрыватель на Вассерфале стоял?
2. а немецкий Luftfaust? Он, конечно, неуправляемый, зато массовый и дешевый. Или в статье только про "крупнокалиберные" ракеты?
3. насчет полезности DAAC. Вот что-то сомнения меня берут, что
- такую немаленькую установку можно поставить на сколько-нибудь большое количество кораблей
- у этой установки будет большой боезапас
- эта ракета с учетом системы наведения будет очень хорошо работать НЕ по большим формациям бомбардировщиков. А корабли в основном атакуют именно так.
fonzeppelin
Oct. 1st, 2019 06:55 am (UTC)
1. В итоге никакого. Командный подрыв оператором с земли.

2. Ну, Люфтфауст это не ЗУР. Он же неуправляемый. По той же причине и "Тайфун" не рассматривался: нет управления.

3. Ее предполагали ставить на авианосцы (проект перестройки "Империо" в авианосец подразумевал управляемое ракетное вооружение) линкоры и крейсера - т.е. корабли с хорошим запасом свободного места. Что же насчет эффективности - для разгоняния британских "Суордфишей" DAAC прекрасно подходила. Торпедоносцы не особенно могут маневрировать во времч боевого захода - вынудить их уклоняться, значит, сорвать атаку.
(no subject) - smolkin_maxim - Oct. 1st, 2019 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Oct. 1st, 2019 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - waryag72 - Oct. 2nd, 2019 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Oct. 2nd, 2019 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Oct. 1st, 2019 10:40 am (UTC) - Expand
koba_roba
Oct. 1st, 2019 06:59 am (UTC)

Как всегда - чертовски интересно!
А где Вы отдыхали?



Edited at 2019-10-01 07:09 am (UTC)
jr0
Oct. 1st, 2019 10:51 am (UTC)
Спасибо, замечательно написано.

Дозвуковые зенитные ракеты таки пригодились на кораблях. Sea Slug, скажем. Не так это важно, как наведение и взрыватель. Ну и готовность к пуску, устойчивость схода (то есть, во многом, ускорение). Дозвуковые ракеты до сих пор рассматриваются как возможное решение против целей, вроде вертолетов. Похоже на то, что было в 1945.
fonzeppelin
Oct. 1st, 2019 11:02 am (UTC)
Спасибо!

( 55 comments — Leave a comment )

Profile

fonzeppelin
fonzeppelin

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow