fonzeppelin (fonzeppelin) wrote,
fonzeppelin
fonzeppelin

Categories:

Французские суперлинкоры типа "Лафайет"

...Громадный линкор "Гроссер Курфюрст" мчался, перенапрягая оставшиеся дизели. Дым валил из рваной дыры в его борту - там, где чудовищный снаряд, проломивший двенадцать дюймов пояса и шесть дюймов скосов броневой палубы, разорвался в кормовом машинном отделении. Страшный удар не только лишил гордость Кригсмарине четверти его силовой установки, но и воспламенил разлившееся топливо, вызвав пожар, который до сих пор не удавалось погасить.

Уцелевшая кормовая башня "Цезарь" все еще отрывисто взревывала раз за разом, посылая шестнадцатидюмовые снаряды через крышу раздавленной, развороченной "Доры", чьи закопченые стволы бессмысленно уставились в горизонт. Даже если бы управление огнем все еще работало, единственная оставшаяся кормовая башня едва ли могла представлять серъезную угрозу для преследователя - и "Гроссер Курфюрст" не мог рисковать, поворачивая, чтобы пустить в ход еще работающие носовые башни. Больше нет.

Его преследователь на мгновение прервал серию смертоносных залпов, перекладывая рули. Ясно видимый над горизонтом массивный горб носовой надстройки не давал преследователю задействовать прямо по курсу башни главного калибра - весьма необычно расположенные в центре корпуса - но острые курсовые углы были вполне достаточны. И он двигался быстро. Очень быстро. Быстрее, чем немецкий линкор мог себе позволить даже при всех исправных механизмах... гораздо быстрее, чем "Гроссер Курфюрст" мог теперь. И его снаряды падали все чаще, пробивая огромные дыры в казавшейся несокрушимой броне германского линкора. Ответный огонь немцев словно вовсе не наносил их врагу вреда - артиллеристы "Гроссер Курфюрста" могли поклясться, что добились минимум трех попаданий, но ужасный корабль на горизонте словно поглощал однотонные снаряды без видимого вреда. В лучах заходящего солнца, трехцветный флаг на его кормовой мачте, казалось, отливал кровью...



=== История ===



Окончание Первой Мировой Войны французский флот встретил победителем - но изрядно устаревшим. Его сильнейшие корабли - три супердредноута типа "Бретань", их быстроходный собрат "Савойя" и три достроенных за время войны линкора типа "Норманди" - уступали новейшим британским и американским кораблям по вооружению и броневой защите, а также по скорости. Полученные в качестве репараций от Германии линкор "Байерн" и линейные крейсера "Дерфлингер" и "Гинденбург", и от Италии - линкор "Леонардо да Винчи" (позднее возвращенный Италии в знак нормализации отношений), тоже не слишком исправляли положение: эти корабли были военной постройки, относительно устаревшими и не могли тягаться с современными супердредноутами.

Вашингтонская конференция 1922 года установила паритет французского флота с японским по тоннажу линейных кораблей, но не по их относительной силе. Хотя Франции удалось добиться права достроить по модернизированному проекту две оставшиеся "Норманди" (что и было выполнено в 1924-1927 годах), тем не менее, эти корабли также не могли равняться с новейшими супердредноутами и линейными крейсерами ведущих мировых держав. Из-за Вашингтонских ограничений пришлось отказаться от амбициозной программы строительства 45000-тонных линкоров с 45-см орудиями.

В 1935 году, гранд-адмирал де Виллард предложил начать разработку линейного корабля особо крупных размеров, способного заведомо превзойти стандартные "вашингтонские" линкоры. Эти планы были обоснованы сомнениями в готовности иных участников соглашения соблюдать его основные положения, а также опасениями по поводу возможного германо-британского сближения. Подписание в 1936 году британо-германского морского договора лишь подтвердило французские опасения; не было никакой уверенности, что немцы будут утруждать себя формальностями договорной политики, и политика кабинета Эдуарда VIII становилась все более враждебной в отношении Франции и союзного ей Советского Союза.

Новый линкор де Вилларда должен был "обладать существенным перевесом" над "эскалационными" линейными кораблями, водоизмещением в 45000 тонн и вооруженными 16-дюймовыми орудиями. Восемь возможных компоновочных решений были рассмотрены с 1935 по 1937; в конечном итоге был выбран наиболее радикальный проект B5, предусматривавший размещение всех орудий главного калибра в центральной части корпуса. Несмотря на очевидные недостатки - отсутствие погонного и ретирадного огня - подобная схема также имела и очевидные достоинства в плане защиты и обеспечения остойчивости корабля. Доработанный проект B5bis был одобрен Сенатом в июне 1937; к этому времени, французской разведке удалось добыть сведения о проектировании в Германии линкоров H-cерии (значимо превосходивших вашингтонские ограничения) и морской бюджет на два новых суперлинкора в 1938 году был утвержден незамедлительно.

=== Конструкция ===



Линкор B5bis, получивший обозначение "Лафайет" имел совершенно неординарную конструкцию, далеко выходящую за рамки привычной в кораблестроении. Его основное вооружение размещалось в центральной части корпуса: это позволяло улучшить остойчивость корабля и разместить чрезвычайно мощное вооружение при ограниченном водоизмещении. Две орудийные башни располагались между двумя надстройками, что придавало кораблю характерный "двугорбый" вид.

Подобное расположение позволяло обеспечить оптимальные условия работы для противоминной и зенитной артиллерии. Свободные от орудий главного калибра оконечности позволяли эффективно и рационально расположить защитные системы корабля. Другим преимуществом была возможность свести к абсолютному минимуму длину цитадели линкора, усилив тем самым защищенность жизненно важных частей корабля.

Длина корабля составляла 275 метров, при ширине 37,5 метров и осадке 11,5 метров. Полное водоизмещение составляло 58500 тонн.

=== Вооружение ===

Основное вооружение линейных кораблей типа "Лафайет" составляли новые 45-сантиметровые (450-мм)/45-калиберные орудия Canon de 45 cm/45 Modele 1938. Эти 125-тонные орудия были разработаны Шнейдером на базе раннего экспериментального орудия Canon de 450 m/m Modele 1920. Они стреляли сверхтяжелым 1550-килограммовым бронебойным снарядом с начальной скоростью 780 метров в секунду; при максимальном угле возвышения в 35 градусов, дальность стрельбы превышала 45 километров. На расстоянии в 20000 метров, снаряд был способен пробить около полуметра вертикальной брони, при этом вмещая до 38 килограммов взрывчатки.

Восемь таких орудий располагались в двух четырехорудийных башнях, установленных линейно-возвышенно в центре корпуса линкора. Подобное расположение было выбрано исходя из огромного веса башен - каждая из них весила почти три тысячи тонн! - и требований остойчивости корабля, несущего подобные системы. Как следствие, погонный и ретирадный огонь на острых курсовых углах был весьма ограничен (не более двух стволов на каждую башню) а прямо по носу и корме вообще отсутствовал, из-за стоящих на пути надстроек. Тем не менее, это было сочтено допустимой платой за возможность улучшить остойчивость корабля, обеспечить артиллерии главного калибра наиболее стабильную платформу и сократить до минимума длину броневой цитадели линкора. Дополнительным преимуществом также являлась наилучшая противоторпедная защита погребов главного калибра, расположенных в самой широкой части корпуса.

Вспомогательное вооружение было представлено 130-миллиметровыми 45-калиберными универсальными орудиями образца 1937 года. Орудия эти являлись развитием прежних 130-мм/45 орудий модели 1932 года, устанавливавшихся на малых французских линкорах, но в отличие от предшественников, модель 1937 года была оснащена полностью автоматизированным заряжанием и менее страдала от механических неисправностей. Расчетная скорострельность составляла 20 выстрелов в минуту, на практике, поддерживаемым темпом считались 12-15 выстрелов в минуту на орудие. В боекомплект входили зенитные снаряды (также применяемые как осколочно-фугасные) с дистанционным взрывателем, и полубронебойные с донным взрывателем. В 1942 году на вооружение был также принят экспериментальный неконтактный инфракрасный взрыватель.

Универсальные орудия размещались в четырехорудийных башенных установках: две линейно-возвышенно в носовой части, и одна возвышенно и две побортно в кормовой. Отсутствие тяжелых орудий в оконечностях обеспечивало универсальной артиллерии оптимальные сектора огня. Башенные установки имели угол вертикального возвышения до 75 градусов, горизонтальное наведение осуществлялось комбинированным электро-гидравлическим приводом, вертикальное наведение было чисто электрическим.

Малокалиберная зенитная артиллерия была представлена 37-миллиметровыми/70-калиберными автоматическими орудиями модели 1936 года, в счетверенных установках. Первоначальный проект предусматривал всего десять установок - по одной в носовой и кормовой оконечности, и по четыре с каждого борта, по паре спереди и сзади от цитадели - но в ходе строительства линкоров, зенитное вооружение было усилено. Окончательный проект предусматривал семнадцать (!!!) счетверенных орудий, имеющих эффективную дальность огня в 8000 метров и скорострельность до 100 выстрелов в минуту на ствол.

В первоначальном проекте корабли также несли восемь 25-мм спаренных автоматов Гочкисса, но в дальнейшем количество автоматов постоянно увеличивалось. К 1945 году, "Лафайет" нес 22 автомата, и "Рошамбо" - до 28. В качестве дополнительного противовоздушного вооружения, в 1942 году на "Лафайете" были установлены восемь 20-зарядных пусковых зенитных НУРС, но в 1944 они были демонтированы.

=== Система управления огнем ===

Управление огнем орудий главного калибра осуществлялось с помощью двух директоров, оснащенных 14-метровыми триплексными дальномерами. По одному директору размещалось на крыше носовой и кормовой надстройки. На случай выхода обоих директоров из строя или разрушения централизованного управления огнем, каждая башня также имела собственный дальномер с 12-метровой базой и могла выполнять функции центрального управления. Для ночных стрельб, дальномеры имели инфракрасные приборы.

Вспомогательная артиллерия наводилась с помощью директоров, расположенных поверх директоров главного калибра. Определение расстояния до цели выполнялось с помощью 8-метровых дуплексных дальномеров. Также, каждая башня вспомогательного калибра несла собственный 6-метровый дальномер, способный также выполнять функции высотомера.

Управление зенитным огнем осуществлялось с помощью восьми отдельных директоров, расположенных на крышах и ярусах надстроек.

В 1941 году, еще в ходе достройки, "Лафайет" получил поисковый радар SADIR-N и навигационный OR-2. В дальнейшем, перед вступлением в строй линкор был оснащен двумя артиллерийскими радарами поверх дальномерных башенок и двумя "магнетронными пушками" (как называли во флоте сантиметровые радары, используемые для наведения зенитных орудий). К 1944 году, линкоры имели оснащение из 18 радаров каждый, включая навигационные, поисковые, высотомеры и артиллерийские станции.

=== Авиационное оснащение ===

Подобно своим предшественникам, линкоры типа "Лафайет" были оснащены парой 22-метровых поворотных пневматических катапульт и раскладным краном на корме. Они могли запускать самолеты весом до 3,5 тонн. Расположенный под палубой ангар вмещал до 4-х одномоторных самолетов: еще два могли храниться на катапультах, и еще два потенциально могли быть расположены на подающих рельсах.

Авиационная группа корабля обычно состояла из трех разведчиков-корректировщиков "Lorie 130", одного разведчика Potez 453 и двух поплавковых истребителей HD.780 (поплавковая версия D.520). С 1943 года, линкоры стали принимать на борт автожиры-корректировщики.

=== Бронирование ===

Бронирование линкоров было рассчитано на защиту жизненно важных частей от "снарядов весом в тонну, падающих на скорости до 500 метров в секунду". Основной броневой пояс толщиной в 380 миллиметров был наклонен наружу под углом в 19 градусов, и защищал центральную часть корабля от 4 метров над ватерлинией и до 2,5 метров под ватерлинией. К нижней кромке пояс утоньшался до 300 миллиметров. С торцов его замыкали мощные траверсные переборки, толщиной в 300-370 миллиметров (максимальной толщиной выше ватерлинии).

Горизонтальная защита состояла из главной броневой палубы, толщиной в 200 миллиметров над погребами и 170 миллиметров на протяжении остальной длины цитадели. Под ней проходила 40 миллиметровая противоосколочная палуба, тянувшаяся на 2/3 длины корабля, и имевшая в цитадели 100 миллиметровые скосы, соединяющиеся с нижней кромкой основной (т.е. 380 миллиметровой) полосы главного пояса.

Башни главного калибра были защищены 480 миллиметровыми лобовыми плитами. Толщина боковых плит достигала 320 миллиметров, толщина крыши - 270 миллиметров. Барбеты башен защищались 420 миллиметровыми плитами выше броневой палубы; под броневой палубой, барбеты утоньшались до 150 миллиметров и шли до ватерлинии.

Башни универсальной артиллерии имели 110 миллиметровые лобовые и 90 миллиметровые боковые и задние плиты. Их барбеты защищались 100 миллиметровой броней. Малокалиберные зенитные установки имели только противоосколочное бронирование.

Подводная защита представляла собой развитие защиты линкоров типа "Ришелье", с увеличением толщины до 8 метров и усилением главной противоторпедной переборки. Она по-прежнему была "сэндвичем" из отсеков разной ширины, наружные из которых были наполнены резиноподобной субстанцией "Эбонит Мусс", а внутренние использовались для размещения топлива. Отсеки разделялись 10 миллиметровыми переборками; основная противоторпедная переборка имела толщину 60 миллиметров и к ее креплению были предъявлены особые требования.

=== Силовая установка ===

Силовая установка линкоров была турбоэлектрической, реализующей опыт постройки суперлайнеров "Норманди" и "Бретань". Четыре турбинных агрегата, питаемые паром от восьми котлов (расположенных впереди башен главного калибра) передавали мощность на электромоторы, приводящие в действие винты корабля. Общая мощность силовой установки линкора превышала 180000 л.с., что обеспечивало скорость полного хода в 30 узлов. На мерной пробе, "Лафайет" развил 33,2 узла, и поддерживал 32-узловой ход в течении трех часов.

Запаса нефти в цистернах (5960 тонн максимальный, 4900 в военное время) хватало на 10800 морских миль экономичного 16-узлового хода. При движении "быстрым экономическим" (20-узловым) топлива хватало на 8400 морских миль, и при 30-узловом ходу запаса теоретически хватало на 3500 морских миль. Как интересная деталь, в конструкции электросистемы корабля были предусмотрены выводные клеммы, позволявшие питать приводные электромоторы от внешнего источника.

=== В серии ===



* "Лафайет" - заложен 11 мая 1938, спущен на воду 1940, введен в строй 11 марта 1942 года.

Участвовал в боевых действиях в Атлантике с мая 1942 года. Сыграл решающую роль в сражении 19 мая 1942 года, где, вместе с линкором "Ришелье" и сверхдредноутами "Норманди" и "Фландрия" нанес поражение германской боевой группе в составе линкоров "Бисмарк", "Тирпиц", "Шарнхорст", "Мольтке" и "Гроссер Курфюрст". Принимал участие во франко-британском конфликте в 1944 году; участвовал в перестрелке с линкорами "Лайон" и "Темерер" у Бреста, вынудив их отступить.

* "Рошамбо" - заложен 21 октября 1938, спущен на воду 1940, введен в строй 2 мая 1943 года.

Оперировал в Средиземном Море. Весной 1944, совместно с югославскими дредноутами "Тегетгоф" и "Югославия" принимал участие в военно-морской демонстрации у берегов Сицилии. В 1945 перешел в Бискайский Залив, но участия в боевых действиях в Атлантике уже не принимал.

* "Вобан" - заложен 22 июня 1940 года, спущен на воду 4 октября 1942, введен в строй 17 декабря 1946 года. В боевых действиях не участвовал.

* No.4 (имя не присваивалось) - заложен 5 мая 1940, строительство приостановлено при 20% готовности в 1942 году. В 1944 разобран.
Tags: 1940-ые, monde du grand amiral de villar, ВМФ, Франция, линкоры
Subscribe

  • Стоглавый змей для американской армии

    На днях армия США продемонстрировала материалы, относящиеся к так называемой «ракетной батарее средней дальности» ( англ. Mid-Range Capability…

  • Капитан Кирк коснулся звезд

    На суборбитальной капсуле RSS "First Step" компании Blue Origin, девяностолетний Уильям Шетнер — легендарный капитан Джим Кирк из оригинального…

  • Первая частная космическая

    16 сентября 2021 года, в 03.04 по московскому времени, стартовала миссия «Inspiration 4» (англ. «Вдохновение 4») — первый полностью частный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments

  • Стоглавый змей для американской армии

    На днях армия США продемонстрировала материалы, относящиеся к так называемой «ракетной батарее средней дальности» ( англ. Mid-Range Capability…

  • Капитан Кирк коснулся звезд

    На суборбитальной капсуле RSS "First Step" компании Blue Origin, девяностолетний Уильям Шетнер — легендарный капитан Джим Кирк из оригинального…

  • Первая частная космическая

    16 сентября 2021 года, в 03.04 по московскому времени, стартовала миссия «Inspiration 4» (англ. «Вдохновение 4») — первый полностью частный…