fonzeppelin (fonzeppelin) wrote,
fonzeppelin
fonzeppelin

Categories:

Беспроводные мушкетеры: Супер-Фау-2 на французской службе

Уважаемые коллеги, цикл "Беспроводные мушкетеры" заканчивается. Изначально, я собирался написать еще несколько статей, но тщательно изучив материалы пришел к выводу, что все описываемые в них наработки - подчас очень интересные! - относятся к послевоенному периоду, и не подходят под задачу "рассказать об управляемом оружии Второй Мировой Войны". Будет разумнее позднее рассказать о них в отдельном цикле статей.




Представление о Фау-2 как о прародительнице всего послевоенного ракетостроения весьма... популярно. Но верно это лишь в отношении французского ракетостроения. В то время как США и СССР, начав с немецких дизайнов, очень быстро ушли в сторону собственных, французы поступили наоборот: начав со своих дизайнов, перешли к немецким.

Первоначально, французы собирались начать с того же, с чего и все остальные: с испытаний немецких Фау-2. Было заключено предварительное соглашение с американскими оккупационными властями, о передаче французам десяти немецких ракет с печально известного завода-концлагеря “Миттельверк”. Однако, когда французы собрались забрать ракеты, то получили неожиданный отказ: американское правительство пересмотрело соглашение. Немецкие наработки по баллистическим ракетам были сочтены слишком важными для безопасности Соединенных Штатов, чтобы делиться ими даже с союзниками – тем более таких, в вооруженных силах которых было в то время полным-полно коммунистов, и им сочувствующих из бывших членов Сопротивления.

Французы обиделись, но не отчаялись. Возможность такого развития ситуации предусматривалась заранее, и у французов уже был готов “план Б”: воспроизвести Фау-2 собственными силами, используя чертежи и оборудование немецких фирм-субподрядчиков. Программа получила кодовое название “проект 4211” и предполагала максимальное использование труда “трофейных” немецких ракетчиков. Летом 1946 года в Верноне (Нормандия) был организован исследовательский центр LRBA (фр. Laboratoire de Recherches Balistiques et Aeronautiques – Лаборатория Баллистических и Авиационных Исследований), в которой работали три десятка немецких ракетных специалистов. Планы предусматривали изготовление набора компонентов для тридцати ракет Фау-2, которые затем предполагалось отправить в Алжир для сборки и испытаний.

Однако, проект 4211 быстро забуксовал на месте. Хотя французским военным удалось собрать материалы и оборудование для создания 75% компонентов Фау-2, оставшиеся 25% оказались нерешаемой задачей. Как назло, среди этих 25% деталей были и гироскопы автопилота, электромеханический “мозг” ракеты. Попытки добыть гироскопы у США и СССР увенчались лишь незначительным успехом: американцы разрешили французам ознакомиться с конструкцией и работой автопилота, но готовых образцов не предоставили. Кроме того, быстро стало ясно, что на организацию ракетного полигона в Алжире уйдет куда больше времени и денег, чем предполагалось.

К этому времени, впрочем, французским инженерам стало ясно, что Фау-2 – отнюдь не последнее слово в ракетостроении. При всех своих поражающих воображение (в то время) размерах и мощи, конструкция немецкой ракеты была… старомодна. Не имея возможности адекватно просчитать нагрузки, фон Браун и к.о. создали перетяжеленную конструкцию с несущим каркасом и взятым “с потолка” избыточным запасом прочности. Многие компоненты двигателя и системы подачи топлива были скрупулезным воспроизведением идей Роберта Годдарда середины 1930-ых.



Установка ракеты EA-46/51 EOLE на стартовый стол. Начатая с хорошим заделом, эта программа, однако, не увенчалась успехом - во многом из-за успеха немецкого конкурента.

Французы считали, что их собственные инженеры смогут сделать ракету лучше. И небезосновательно. Команда Жан-Жака Бари, осуществившая летом 1945 года запуск первой французской жидкотопливной ракеты EA-41, уже работала над более совершенным аппаратом. Их новая ракета EA-46, работающая на жидком кислороде и керосине, должна была стать основой для целого семейства перспективных ракетных двигателей.

Тем не менее, совсем игнорировать богатый немецкий опыт французам тоже казалось непрактичным. Имевшийся коллектив немецких специалистов, обладавших значительным опытом в работе над Фау-2 выглядел слишком ценным “имуществом”, чтобы просто его расформировать. Проект 4211 переориентировали в пользу создания новой линии ракет, развивающих конструкцию Фау-2.

Super-V-2


В основу работ немецкие конструкторы положили созданный в 1944-1945 проект ракеты А8. Дальнейшее развитие А4 (т.е. Фау-2), ракета А8 должна была иметь удлиненный фюзеляж, и работать на долгохранящемся топливе – скорее всего, азотной кислоте и керосине. Хотя такая топливная пара была менее энергетически эффективна, чем керосин и жидкий кислород на Фау-2, ракета на азотной кислоте была несравнимо проще в обслуживании и предстартовой подготовке.



В 1946 году, в рамках проекта 4211 была представлена следующая программа, получившая название Super-V-2:

Линейка ракет А4 (она же Фау-2), А8 (она же R2S) и реконструкция A9 (она же R2M)

* Ракета R1 – экспериментальная ракета на основе конструкции Фау-2, но с двигателями на топливной паре азотная кислота + керосин и вытеснительной подачей компонентов при помощи порохового газогенератора. Рассматривалась как испытательный стенд для отработки технологий долгохранящегося топлива. При необходимости, однако, могла быть запущена в производство как баллистическая ракета, способная доставить боеголовку весом в 1000 кг на дистанцию до 1500 км.

* Ракета R2 – дальнейшее развитие Фау-2 с двигателями на жидком кислороде + керосине (аналогичными немецкому прототипу) но усовершенствованной конструкцией. Должна была иметь несущие топливные баки, разделенные общей перегородкой. Подача компонентов предполагалось осуществлять с помощью турбонасоса. Также как и R1 рассматривалась как испытательный стенд для отработки новых конструкторских решений, но при необходимости, могла бы быть использована как боевая ракета с аналогичными характеристиками.

* Ракета R2S – должна была объединить наработки по R1 и R2: использовала в качестве топливной пары азотную кислоту + керосин, подаваемые турбонасосом, имела несущие топливные баки, разделенные общей перегородкой. По сути дела, являлась реализацией немецкой А8 (удлиненная Фау-2 на долгохранящихся компонентах), спроектированной в конце войны. R2S изначально рассматривалась уже как боевая ракета, способная доставить 1000-кг боеголовку на дистанцию в 1800 км, или облегченную 500-кг боеголовку на дистанцию в 2250 км.

* Ракета R2M – должна была стать завершением всей программы, той самой “Супер-Фау-2”, которую хотели представить немецкие ракетчики. Согласно сохранившимся материалам, она представляла собой развитие концепции немецкой ракеты А9 – сверхзвукового ракетного планера, запускаемого по баллистической траектории, а затем, по возвращении в плотные слои атмосферы, использующего аэродинамические плоскости для сверхзвукового планирования к цели.

По сути своей, R2M представляла собой R2S, оснащенную дельтавидным крылом и способную (теоретически) к планированию в стратосфере. Она работала на топливной паре азотная кислота + керосин. Для запуска ракеты предполагалось использовать связку твердотопливных ускорителей, облегчающих отрыв от стартовой площадки. По расчетам, R2M могла бы доставить боеголовку весом в 1000 кг на дистанцию до 3600 км, позволяя с территории Франции обстреливать цели в Восточной Европе и Советском Союзе.

Немецкие специалисты достаточно оптимистично полагали, что весь проект – вплоть до создания R2S – может быть реализован в первой половине 1950-ых. После чего Франция получила бы мощный арсенал ракетного сдерживания, выводящий ее на одно из первых мест в мире. Причем в качестве потенциальной нагрузки для перспективной R2M многозначительно указывалась и “специальная” (пускай даже немецкие ракетчики имели о ней крайне смутное представление)…

И последствия

Однако, особого интереса проект у французского правительства не вызвал. Программа “Super-V-2” была слишком масштабной и комплексной. Хотя инженеры CEPA выполнили значительные теоретические проработки в отношении двигателей и системы подачи топливных компонентов для ракеты R1, в металле был изготовлен и испытан только газогенератор двигателя с тягой в 40 тонн.

Итоговая же цель – планирующая ракета R2M – вызывала у французских военных закономерные подозрения. Немецким конструкторам было справедливо указано, что они не имеют никакого опыта создания сверхзвуковых планеров (не считать же за таковой два неудачных пуска оснащенной крыльями А4b?), а также что планирующая ракета потребует принципиально новой системы наведения (которую немцы благоразумно оставляли "за скобками"). В целом, R2M подозрительно смахивала на очередное “вундерваффе”, и немецким ракетчикам ясно дали понять, что французское правительство платить за это не будет.



Ракета "Вероника" - "одна десятая" от Супер-Фау-2. Оказалась крайне успешной, и стала основой для последующих французских боевых и космических ракет.

Единственным, что реально заинтересовало французских военных, было использование азотной кислоты и керосина в качестве долгохранящейся топливной смеси. С точки зрения практического применения в боевых условиях, такая комбинация была значительно выгоднее жидкого кислорода и керосина. Поэтому, хотя работы над Super-V-2 были прекращены в 1948 году, группа инженеров получила заказ на разработку экспериментальной суборбитальной ракеты, использующей эту топливную пару. Так началась программа “Veronique”, в итоге легшая в основу всей французской космонавтики.

Источники:


* Сайт Astronautix.
* The V2 and the German, Russian and American Rocket Program - Reuter, Claus (2000).
* The True Beginnings of French Aeronautics 1938-1959 (Part I) - Philippe Jung, AAS History Series, Vol.28 (2007)
Tags: 1940-ые, Франция, военная техника, управляемое оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments