?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уважаемые коллеги, цикл "Беспроводные мушкетеры" постепенно подходит к завершению. Изначально я размышлял над возможностью добавить еще ряд статей посвященных послевоенным разработкам Франции, но затем пришел к выводу, что лучше это будет сделать уже отдельно, вне цикла (посвященного все-таки военным технологиям времен Второй Мировой). Тем не менее, еще 1-2 статьи я выпустить в рамках "Беспроводных мушкетеров" собираюсь)

Подобно другим участникам Второй Мировой, Франция проявляла значительный интерес к изучению технического наследия разгромленной Германии. Для французов, это был вдобавок и вопрос принципа, способ вновь обрести статус великой технической нации. В конце концов, немецкие программы ракетного и управляемого оружия во многом строились на украденных французских технологиях – так что французы рассматривали использование германских наработок как “законную компенсацию”.



Трофейная Фау-1 на выставке в Париже, сентябрь 1945.

В отличие от американцев и русских, французские усилия по сбору немецких трофеев не были централизованы. Каждое крупное военное ведомство организовало собственные экспедиции в Германию. Это, разумеется, сказывалось на эффективности работ – тем более, что недавние союзники не проявляли особого желания делиться с французами трофеями, и часто допускали французских поисковиков на интересующую их территорию лишь тогда, когда все ценное было уже вывезено.

Тем не менее, французские усилия тоже увенчались определенным успехом. Во многом в этом содействовала развитая сеть французского Сопротивления, наблюдавшая за немецкими исследовательскими полигонами во Франции и Бельгии, и знавшая, где и что следует искать.



Сбор трофеев:

Французская армия была в числе первых. В мае 1945, сразу же после капитуляции Германии, армейская DEFA (фр. Direction des Etudes et Fabrications d’Armement – Управление Разработки и Производства Вооружений) направило экспедицию выдающихся инженеров – включая уже известного нам Жан-Жака Бари – для тщательного осмотра немецких ракетных предприятий. В июне 1945, вторая экспедиция посетила американскую зону оккупации в районе Нордхаузена, где (с разрешения американских оккупационных властей) французы заполучили несколько ракет Фау-1 и договорились с американцами о поставке десяти Фау-2 (это соглашение так и не было выполнено). Также армии удалось добыть образцы ракет Ruhrstahl-Kramer X-4 и Ruhrstahl-Kramer X-7, и зенитную ракету Messerschmitt Enzian.

Французские моряки отставать от гонки за трофеями тоже не пожелали. В октябре 1944, флот организовал в Париже CASA – Commission des Armes Secretes Allemandes (фр. Комитет по Секретным Германским Вооружениям). В 1945 году, комиссия организовала инспекцию захваченных германских военных предприятий, включая Пенемюнде. Там им удалось добыть нескольких значимых германских инженеров, и образцы управляемых бомб Ruhrstahl X-1 (Fritz-X) и Hs.293.

Воздушные силы Франции стояли несколько особняком, поскольку вместо того, чтобы посылать экспедиции из персонала ВВС, Министерство Авиации организовало в сентябре гражданскую организацию SCIT (фр. Service Central d’Information Technique – Центральное Бюро Технической Информации). Специалисты SCIT методично обследовали немецкие заводы и предприятия, имевшие (или предполагавшиеся) причастность к немецкой ракетной программе. Глава организации, Ги де Мерле осуществил несколько визитов в американскую и советскую зону оккупации.

Успехи их были, впрочем, скромными: ни русские, ни американцы не горели желанием пускать французов туда, где сами рассчитывали добыть что-то интересное. В одном случае, на подземном заводе ракет Фау-1 под Метцем, командир американского гарнизона попросту проигнорировал имевшееся у SCIT разрешение, и заявил, что применит силу, если они немедленно не уберутся. Все же, де Мерле смог добыть множество чертежей и спецификаций у фирм-субподрядчиков, задействованных в немецких ракетных программах. Удалось заполучить и некоторые трофеи: систему радиокомандного управления для зенитных ракет “Рейнтохтер”, несколько серийных Фау-1 и Hs.293 (последние передали флоту).

В результате, к концу 1945 года, французские военные сумели накопить определенный запас трофейной технологии, чертежей и образцов, а также захватить свою собственную “коллекцию” пленных немецких инженеров. Можно было приступать к освоению добытого наследия.

Тактические ракеты:

В то время как США и СССР в основном интересовались “большими” немецкими ракетами, вроде Фау-2 и “Вассерфаль”, основной интерес французских военных привлекла экспериментальная ракета “воздух-воздух” Ruhrstahl-Kramer X-4. От других немецких разработок, Х-4 отличалась сравнительной простотой, компактностью и изяществом решений. Проанализировав проект, французские военные пришли к выводу: если бы на вооружении в 1940 году имелись подобные управляемые ракеты, никакое вторжение во Францию не было бы возможно.



Запуск УРВВ АА.10 с борта трофейного тяжелого истребителя.

Уже в 1946 году, военное министерство разместило заказ на создание управляемой ракеты малого радиуса действия, предназначенной для поражения бомбардировщиков (программа AA.10) и противотанковой управляемой ракеты (программа SS.10). За налаживание производства немецкой ракеты взялся “Arsenal de l'Aéronautique” – национальная авиастроительная корпорация Франции.

Первые образцы ракеты, получившей временное обозначение Arsenal 5.101, были испытаны в декабре 1946 года. Они представляли собой почти точную копию немецкой Х-4, с улучшенным двигателем. Испытания ракета провалила с треском: она оказалась чрезвычайно капризной и сложной. Придуманное немцами командное проводное управление, оказалось хотя и помехоустойчивым, но совершенно бесполезным для ракеты “воздух-воздух”. Около 200 экземпляров несколько усовершенствованной версии было произведено с 1947 по 1949-ый, но на вооружение ракета AA.10 так и не поступила.



Сборка ракет AA.10 (Arsenal 5.101) на заводе Arsenal

Зато неожиданно удалась параллельно идущая программа противотанковой ракеты SS.10. Вопреки периодически встречающемуся мнению, происходила она не от X-7, а именно от Х-4. Французские военные отметили, что хотя AA-10 бесперспективна как противовоздушное оружие, она, тем не менее, вполне может быть использована для поражения наземных целей. Поскольку требования к противотанковой ракете были проще, сложный и капризный жидкостной двигатель SERP 16 (усовершенствованная копия немецкого BMW 109-448) заменили простой шашкой твердого топлива SNPE.

Первый образец ракеты под обозначением Arsenal 5201 поступил на испытания в декабре 1947 года. После некоторой доводки, усовершенствованная версия Arsenal 5202/5203 была успешно испытана в 1951-1952 году, и в 1955 была принята на вооружение как Nord SS.10. Это была первая серийно производящаяся противотанковая ракета в мире.

Планирующие бомбы:

Объектом значительного интереса французских военных были планирующие бомбы. Немецкая оккупация нанесла тяжелый урон французскому авиастроению: имевшиеся на вооружении самолеты в основном были либо старыми моделями довоенной постройки, либо иностранными. Пытаясь компенсировать недостаточные возможности своих стареющих бомбардировщиков, ВВС Франции инициировали создание дальнобойного управляемого оружия для них.

Компания “Sud-Est” предложила использовать свой беспилотный планер SE-1500. Этот стабилизируемый гироскопическим автопилотом летательный аппарат изначально разрабатывался для испытательных целей: французские военные хотели оценить, насколько велик риск для летящего на малой высоте бомбардировщика пострадать от взрывов собственных бомб? Для этой цели, SE-1500 запускался из-под брюха бомбардировщика, с подвешенной под планером на длинном тросе бомбой. Коснувшись земли, бомба взрывалась, и военные оценивали, какие повреждения получил от этого планер.



SE-1500 на трапеции самолета-носителя LeO 45

Переоборудование SE-1500 в планирующую бомбу (обозначенную как SE-1521) не требовало особенных усилий – в конце концов, планер уже занимался транспортировкой боеприпасов. Однако, генералов не устроило низкое аэродинамическое качество планера. Поскольку исходная задача не требовала особенной продолжительности полета, SE-1521 мог пропланировать только сравнительно небольшую дистанцию.

Компания “Breguet” предпочла воспользоваться германским опытом. В ее распоряжении в 1948 году оказались наработки по немецкой планирующей бомбе Blohm & Voss BV 246 “Hagelkorn” – созданной, но так и не примененной в годы войны.



На основе немецкого проекта, “Breguet” разработала собственную версию планирующей бомбы, обозначенную как Br.910. От прототипа она отличалась весьма существенно: если немецкая бомба была высокопланом с Т-образным оперением, то французская – среднепланом с обычным (но инвертированным – вертикальный стабилизатор находился внизу) оперением. Она также была несколько больше и значительно массивнее BV 246.

Подобно немецкому прототипу, Br.910 рассчитывалась на массовое производство, и изготавливалась из недефицитных материалов, вроде усиленного металлической проволокой бетона. Однако, французская технология была значительно совершеннее. Крыло немецкой бомбы представляло собой сплошную бетонную отливку аэродинамической формы. Крыло французской бомбы было полым, трехсводчатой компоновки. В сравнении с металлическим крылом равной несущей способности, бетонное крыло “Breguet” весило всего на 15% больше – и было почти на два порядка дешевле и проще в изготовлении.



Сброшенная с высоты около 5 км, Br.910 должна была пропланировать порядка 50 километров на скорости около 800 километров в час. Управление бомбой осуществлялось оператором с борта самолета-носителя, который отслеживал ее полет визуально (с помощью дымовых маркеров или фальшфейеров) и посылал управляющие команды по радио. Боевая часть весила 1 тонну, но ради увеличения дальности планирования, могли быть установлены более легкие 250-500 кг боевые части.



Разработка бомбы затянулась, главным образом из-за проблем с системой управления. Только в начале 1950-ых, “Breguet”, наконец, выпустила первые двенадцать прототипов. Шесть из них были испытаны с относительным успехом: фирма рассчитывала на крупный заказ в 1400 серийных бомб, однако, в итоге военные решили отказаться от Br.910. Причиной отказа была примитивность метода управления. Чтобы оператор мог отслеживать полет бомбы, самолет-носитель должен был непрерывно следовать за сброшенным снарядом, и это сильно снижало ценность нового оружия. В условиях плохой видимости, Br.910 была бесполезна. В итоге, в 1952 году программа была закрыта, а шесть оставшихся прототипов передали для исследований англичанам.

Летающие мишени:

Одним из наиболее перспективных направлений работы виделись летающие мишени для тренировки зенитчиков. Воюя рядом с американцами, французы наблюдали прекрасную подготовку зенитных расчетов янки – во многом обусловленную постоянной практикой на летающих мишенях, которые тысячами производила американская промышленность.

В 1946 году, французские ВВС разместили заказ на разработку управляемой летающей мишени нового поколения под обозначением CT 10. Наступала эра реактивной авиации, и для обучения зенитчиков и пилотов-истребителей требовались более быстрые мишени. Мишень должна была запускаться с самолета-носителя (в качестве такового использовался бомбардировщик LeO 45), иметь скорость порядка 400-500 км/ч и управляться командами по радио. Также предусматривалась мягкая посадка не-пораженной мишени при помощи выкидного парашюта.



Leo 45 с управляемой мишенью SE-1502 (сверху) и CT.10 (снизу)


Компания “Sud-Est” предложила адаптировать под летающую мишень уже знакомый нам беспилотный планер SE-1500. Сравнительно удачная конструкция планера привела к созданию на его основе целого ряда экспериментальных аппаратов для испытаний двигателей и систем управления. Именно оснащенная двигателем и системой радиоуправления версия SE-1500 стала в 1948 году первой управляемой ракетой полностью французской разработки.



Мишень SE-1502 приземляется на парашюте.

Компания “Arsenal” пошла по более сложному пути. Чтобы максимально ускорить ход работы, главный инженер Эмиль Штауфф предложил использовать немецкие наработки по самолету-снаряду Фау-1 – отметив, что эта крылатая ракета вполне соответствует всем необходимым требованиям. Программа создания летающей мишени на базе Фау-1 шла под обозначением Arsenal 5501. Она представляла собой, по сути дела, уменьшенную в размерах немецкую ракету, на которой смонтировали аппаратуру командного радиоуправления и на место боеголовки установили вытяжной парашют. Запускалась Arsenal 5501 либо со спины самолета-носителя, либо с земли, с помощью твердотопливных ускорителей.



ARSAERO CT.10


Оказавшись перед выбором, военные приняли соломоново решение поддержать обе программы. Проект “Arsenal” сулил лучшие перспективы, однако проект “Sud-Est” мог быть реализован намного быстрее. В итоге, военные заказали ряд образцов SE-1501-1503 в то время как “Arsenal” дорабатывала свою летающую мишень до 1951 года. Она поступила на вооружение как ARSAERO CT.10 и оказалась чрезвычайно удачной – поставлялась как в вооруженные силы Франции, так и на экспорт.

Противокорабельные бомбы и торпеды:

Все работы над противокорабельным оружием были изначально сосредоточены в руках моряков. Еще в октябре 1945, французский флот организовал GANES (фр. Groupe Aeronautique Navale Engin Speciaux – Отдел Специальных Морских Летательных Аппаратов). Задачей этой организации было продолжить работу над немецкими управляемыми бомбами и ракетами и создать на их основе оружие для французского флота. В ноябре 1945, впрочем, GANES расформировали как самостоятельную организацию и воссоздали как отдел EST (фр. Engin Speciaux et Torpilles – Специальные Аппараты и Торпеды) в составе CEPA. Программу управляемого оружия флота вел лейтенант Салзедьо, слывший человеком весьма… эксцентричным (по слухам, как-то выяснив, что по букве устава, строго обязательным предметом униформы является только головной убор, он явился на рабочее место, только в фуражку и одетым)



Palombe под носителем Br.960

Основное внимание было обращено на воспроизведение и развитие успешных немецких разработок. В число таких входили:

* Управляемая бомба Fritz-X, проходившая во Франции под именем “Пловье” (фр. Pluvier). Первые испытания состоялись 20 августа 1947 года. В декабре 1948 года, на испытание поступила усовершенствованная версия бомбы, Х-8 – приспособленная для падения со сверхзвуковой скоростью. Французские инженеры сделали корпус бомбы более обтекаемым, убрали воздушные тормоза и обеспечили стабилизацию за счет медленного вращения по крену.

* Планирующая противокорабельная бомба Hs.293, обозначенная французами как “Паломбе”(фр. Palombe). Производство этих бомб было восстановлено французами после войны в арсенале Бреста. К 1949 году было изготовлено 74 бомбы. Также французы захватили два опытных образца телевизионно-управляемых бомб Hs.293D. Поскольку расходовать дорогостоящее телевизионное оборудование на испытаниях морякам не хотелось, они переставили его на пилотируемый Ju.188, и использовали его в качестве “многоразовой бомбы”.

Не ограничиваясь развитием немецких идей, флотские инженеры также использовали немецкое оборудование в собственных проектах. Одним из таких был торпедный планер L.50 MACREUSE. Он состоял из дельтавидного крыла, оснащенного автопилотом от самолета-снаряда Фау-1, и подвешенной под ним немецкой авиаторпеды F5. Предполагалось, что сброшенный с высоты в 2 км планер пролетит порядка 15 км, прежде чем сбросит торпеду в воду.

В 1946-1947 годах состоялись порядка 60 испытаний, однако результаты были в целом неудовлетворительными. Первые 22 испытания завершились полной неудачей. Причину в итоге обнаружили в резиновых патрубках, использовавшихся автопилотом для измерения скорости воздушного потока. Их заменили на металлические, но программа по-прежнему была далека от идеала.

Оригинальной идеей была торпеда-автожир, также предназначенная для воздушного запуска. На корпус все той же торпеды F5 был установлен раскладной 2-3 лопастной воздушный винт. При сбросе с самолета, винт раскручивался набегающим потоком воздуха и плавно опускал торпеду в воду (раскручивание самой торпеды в результате авторотации проблемой не являлось). Три опытных пуска были выполнены с трофейного Ju.88, но все три завершились неудачей: длинные лопасти ротора цепляли корпус торпеды и ломались.

Координация усилий и стратегия Дюкера:

Как можно видеть из приведенного выше материала, первые послевоенные усилия французов сводились в основном к попыткам армии, флота и авиации независимо освоить немецкое наследие. Подобная организация, понятное дело, совершенно не отвечала поставленным задачам. Усилия распылялись между тремя различными ведомствами, объединенными только через “дискуссионный клуб” Центра Изучения Самодвижущихся Снарядов (фр. - Centre d'Etudes des Projectiles Autopropulsés, CEPA). Хотя французские армия, флот и ВВС ладили между собой значительно лучше, чем, скажем, американские, такой подход явно не годился. Разоренная войной Франция более не могла позволить себе множество параллельных исследовательских программ.

Имелась и другая проблема. Детальное изучение немецкого наследия привело к тому, что ореол “вундерваффе” значительно потускнел в глазах французов. Многие инженеры высказывали опасения, что излишнее сосредоточение на военных немецких разработках (далеко не оптимальных, и быстро устаревающих) приведет к растрате впустую ресурсов и итоговому отставанию.



Мишель Дюкер.

Стремясь решить проблему, глава SCIT Мишель Дюкер сформулировал стратегию из трех пунктов:

* Вести работы над всеми направлениями военной технологии для всех ведомств.

* Начать работы по всем направлениям “с чистого листа”, использовать немецкий опыт только для консультаций по конкретным решениям.

* Сформировать единую систему классификации. Дюкер разделил все управляемые ракеты и бомбы на пять категорий: AA (Air-Air – воздух-воздух), AS (Air-Sol – воздух-земля), SA (Sol-Air – земля-воздух), SS (Sol-Sol – земля-земля) и CT (Cibile Telecommandee – беспилотные мишени).

Свою программу Дюкер разослал по всем профильным ведомствам, всем авиационным компаниям и организациям Франции. Только таким способом, по его мнению, можно было добиться подлинной координации.

Подход Дюкера можно считать ключевым в становлении французского ракетостроения. Разработанные им принципы позволили устранить ненужное межотраслевое дублирование (которое стало большой проблемой, скажем, американских разработок), сконцентрировать исследовательские усилия в нескольких четко определенных направлениях и дать эффективный импульс собственным инженерным поискам. Именно благодаря таким скоординированным действиям, Франция сумела к 1970-ым стать третьей в мире - после США и СССР - производителем всей гаммы управляемого оружия, от наводящихся по-радио бомб, и до баллистических ракет.

Источники:

* La Saga des missiles européens (1945-2005) - Guillaume Belan and Patrick Mercillon. Paris
(2005)
* Les Avions Breguet 1940-1971 - Jean Cuny, Pierre Leyvastre, "Collection Docavia" Vol.6 (?)
* LeO 45, Amiot 350, et autres B4 - Jean Cuny, Raymond Danel, "Collection Docavia" Vol.23 (1986)
* The True Beginnings of French Aeronautics 1938-1959 (Part I) - Philippe Jung, AAS History Series, Vol.28 (2007)
* La saga des statoréacteurs

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Jul. 28th, 2019 05:07 am (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Армия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
fonzeppelin
Jul. 28th, 2019 05:52 am (UTC)
Когда же ты научишься добавлять тэг "История"?...
lj_frank_bot
Jul. 28th, 2019 05:55 am (UTC)
Я исправлюсь
paracart
Jul. 28th, 2019 07:31 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!

/систему радиокомандного управления для зенитных ракет “Рейнточер”/
Rheintöchter транскрибируется с немецкого на русский примерно как "Рейнтохтер" и имеет буквальный смысловой перевод - дочь Рейна.
Всё ж таки, я думаю, применять для транскрипции немецких слов правила принятые для английского языка не есть хорошо.
fonzeppelin
Jul. 28th, 2019 07:39 am (UTC)
Большое спасибо! К сожалению, не владею немецким, потому такие ляпы...
paracart
Jul. 28th, 2019 08:00 am (UTC)
Бывает...
Хм, вот тут немного задумался, а какова была реальная ценность затрофееных немецких технологий для разных стран?
borisk.dreamwidth.org
Jul. 28th, 2019 08:47 am (UTC)
Смотрите, дети: так делать не надо!

За некоторыми исключениями, пожалуй.
paracart
Jul. 28th, 2019 09:00 am (UTC)
Вот мне и интересно соотношение между первым и вторым.
fonzeppelin
Jul. 28th, 2019 10:18 am (UTC)
Сложный вопрос. В целом, я бы сказал - ЗНАЧИТЕЛЬНО ниже, чем обычно считается. Наиболее ценными оказались те исследования, к которым сами немцы проявили очень мало интереса: например, теоретические проработки и аэродинамические продувки по крыльям разной формы. В остальном же... как только первичный эффект "таинственного вундерваффе" прошел, все быстро обнаружили, что немецкие разработки примитивны, серъезно отстают от возможностей времени, и изобилуют скрытыми и явными недостатками.

Воспроизводить немецкие технологии после войны пытались США, СССР, Великобритания, Франция, Чехословакия, Аргентина (предполагаю, что также Испания, но тут у меня нет уверенности). И по сути дела единственным следствием немецких работ, получившим "путевку в жизнь" стали французские противотанковые ракеты. Тут да, Nord SS.10 стала революционным оружием, и реально спровоцировала "ракетный фурор" в тактике. Но в остальном... те же немецкие ЗУР в итоге практически все оказались бесперспективными.
paracart
Jul. 28th, 2019 10:27 am (UTC)
/В целом, я бы сказал - ЗНАЧИТЕЛЬНО ниже, чем обычно считается. /
Это было давно понятно. Просто не попадалось более-менее внятного анализа?
/предполагаю, что также Испания, но тут у меня нет уверенности/
Пытались.
По крайней мере в плане стрелкового оружия. По сути СЕТМЕ организовали немцы, во главе с Форгримлером. И надо сказать, эти ребята серьёзно продвинули эту отрасль в Испании. Но после национализации всё там опять превратилось в болото.

Edited at 2019-07-28 10:29 am (UTC)
fonzeppelin
Jul. 28th, 2019 10:35 am (UTC)
Не, я имел в виду хай-тек.
paracart
Jul. 28th, 2019 10:45 am (UTC)
Ну вот, все сегодня так и норовят обидеть любимый мой предмет...
День такой, наверное... ;)
Да нет. Технологии производства и наработки, внедрённые, разрабатывавшиеся и цельнотянутые Третьим Рейхом в стрелковом оружии вполне себе на хай-тек тянули. Не все, но некоторые.
fonzeppelin
Jul. 28th, 2019 10:52 am (UTC)
Ок, согласен, я неправильно сформулировал) Я имел в виду конкретно немецкие технологии управляемого и ракетного оружия. Пока что я не нашел конкретных примеров испанских попыток развить таковые.
borisk.dreamwidth.org
Jul. 28th, 2019 11:13 am (UTC)
А вот скажите, принципы организации гражданской обороны — это хайтек?

Интересно посмотреть, как ПВО Берлина повлияла на развитие ПВО Москвы?

Как решения немецких бомбоубежищ повлияли на советские гражданские убежища?
fonzeppelin
Jul. 28th, 2019 11:21 am (UTC)
Не особо в курсе, но ИМХО - никак. Немецкие бомбоубежища (особенно надземные) мгновенно устарели с началом атомной эры. Организация же ПВО Берлина была куда примитивнее ПВО Лондона.
dannallar
Jul. 28th, 2019 09:38 am (UTC)
Спасибо большое!
Французы, кстати, первыми, насколько помню, применили ракеты с вертолетов.
fonzeppelin
Jul. 28th, 2019 09:58 am (UTC)
Yep, в Алжире, ракеты Nord SS.11 (развитие SS.10). И не только: они также применяли в Алжире свои крылатые ракеты серии SE.4500 - ограниченно, но все же.
dannallar
Jul. 28th, 2019 11:00 am (UTC)
А вот про это не знал совсем, спасибо еще раз!
fonzeppelin
Jul. 28th, 2019 11:05 am (UTC)
Сам удивился. Про SE.4200 (виноват, постом выше допустил опечатку) известно вообще немного - а ведь это была одна из первых тактических крылатых ракет в мире!
prostak_1982
Jul. 28th, 2019 09:44 am (UTC)
Бетонное крыло... Теперь я видел в этом мире фсийо.
fonzeppelin
Jul. 28th, 2019 10:14 am (UTC)
Как ни забавно, но для одноразового аппарата с не очень высокими ЛТХ - вполне реалистичное решение. Дешевое и прочное. Главный недостаток железобетона в авиации - стремительный износ, но как бы летающую бомбу со сроком эксплуатации в 15 минут это не волнует...
paracart
Jul. 28th, 2019 03:45 pm (UTC)
Меланхолично.
А пенобетон был бы интереснее...
john_jack
Jul. 28th, 2019 02:27 pm (UTC)
Бетонное крыло прекрасно. Особенно прекрасно сплошное бетонное крыло, оболочечная конструкция уже вполне логична. Интересно кстати было бы бетонное крыло с несъёмной пенопластовой внутренней опалубкой, но тогда пенопласт ещё не изобрели.
С лёгкостью и прочностью же у бетона всё в пордке, угу, посмотреть вот на входившие примерно тогда в моду подвесные и оболочечные кровли. Главный их недостаток действительно недолговечность (при плохом обслуживании), но в авиации оно неактуально.

Организация и разделение усилий же полезны весьма.
koba_roba
Jul. 29th, 2019 06:06 am (UTC)
Спасибо.
Как всегда - чертовски интересно.
И да, цельнолитое бетонное крыло - это прекрасно.
fonzeppelin
Jul. 29th, 2019 06:12 am (UTC)
Пожалуйста)
koba_roba
Jul. 29th, 2019 06:24 am (UTC)
Насколько я понял, у бетона в авиации была одна основная проблема - очень быстрый износ и деградация поверхности. Интересно, а пробовал ли кто-то покрывать поверхность целлофаном (или ещё какими плёнками)?
waryag72
Aug. 3rd, 2019 10:30 am (UTC)
Пленки - усложнение технологии, плюс они сами создают еще ряд вопросов.
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

fonzeppelin
fonzeppelin

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow