?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно получил от Филипа Р. Хэйса, автора замечательного сайта Okieboat (посвященного истории легкого ракетного крейсера CLG-5 "Оклахома Сити" и ракеты RIM-8 "Талос") чрезвычайно интересное письмо. Интересовали меня вопросы авторизации применения атомного оружия в американском флоте времен Холодной Войны - кто принимал решение о его применении, какой свободой действий обладал капитан корабля в отношении имевшихся на борту тактических атомных зарядов, и т.д. На изучение этого вопроса меня сподвигнул своей недавней темой коллега naval_manual ;)

Ответ я решил перевести и привести полностью здесь:



"Оклахома Сити", модернизированный легкий крейсер типа "Кливленд". При модернизации в конце 50-ых, вооружен дальнобойным ЗРК RIM-8 "Талос", способным поражать воздушные цели на дистанции более 100 км - в том числе и 0,5-килотонными ядерными боеголовками.

Условия, в которых капитан корабля был уполномочен применить ракеты с ядерными боеголовками определялись Пентагоном в Совершенно Секретном документе, хранимом на корабле. Этот документ включал точную формулировку для каждого типа разрешения, которое мог получить корабль. Разрешение "израсходовать" ядерную боеголовку поступало в виде зашифрованного и закодироавнного сообщения по защищенному многочастотному каналу связи из Штаб-Квартиры Флота, одобренное Президентом и Пентагоном. Сообщения, разрешавшие применение атомного оружия, включали код аутентификации.

Корабли несли набор аутентификаторов SAS (англ. Sealed Authenticator System - Запечатанная Аутентификационная Система). Это были запечатанные пластиковые конверты, с наружной стороны на которых был напечатан номер группы аутентификатора, и внутри содержался 6-значный код. Действующие в данный момент аутентификаторы хранились в двойном сейфе в особо охраняемой (с ограниченным доступом) части Комунникационного Центра корабля. У нас (на "Оклахома Сити" - прим. перев.) были две команды SAS. Одна команда имела код от внешней двери сейфа, а другая от внутренней двери. В любое время, в море или в порту, как минимум один член каждой команды должен был оставаться на борту.

Аутентификационные коды менялись каждый день с помощью зашифрованных сообщений по очень высокозащищенному мультичастотному каналу связи из Пентагона/Штаб-Квартиры Флота. Эти сообщения говорили нам, какую группу из запечатанных аутентификаторов SAS мы должны использовать сегодня. Мы несли разные группы аутентификаторов, и когда приходило сообщение о смене, нужная группа помещалась в двойной сейф SAS в центре связи.

Когда мы получали сообщение, разрешающее применение атомного оружия, члены двух команд SAS открывали сейф SAS и распечатывали аутентификационный конверт. Шестизначный идентификационный код в принятом сообщении должен был совпадать с кодом внутри конверта. Если коды совпадали, команды SAS информировали капитана, что принято сообщение, содержащее правильный код.

Капитан затем сопоставлял текст сообщения с установленной формой построения фраз и формулировок. Если сообщение соответствовало установленной форме, значит, оно считалось правильным.

Вкратце, чтобы разрешить применение ядерного оружия:

1. Сообщения должно было поступить в зашифрованном виде по высокозащищенной сети, и системы шифрования менялись несколько раз в день. Только сообщения, использующие действующую сейчас систему шифрования, принимались кораблем.

2. Сообщение должно было быть построено точно в соответствии с установленным форматом для такого рода сообщений.

3. Сообщение должно было содержать действующий в настоящий момент шестизначный код-аутентификатор SAS. Этот код менялся ежедневно, или же (если требовала обстановка) несколько раз в день.


****

Условия для применения ядерного оружия могли быть весьма общими - например, что атомные зенитные ракеты можно было применять, если корабль или флот находился под массированной воздушной/ракетной атакой, и ядерные удары могли проредить атакующих. Аналогично, ядерное оружие могло бы быть применено против неприятельского флота. Соответствуют или нет условия требуемым для применения ядерного оружия - оставлялось на усмотрение капитана, опиравшегося на данные от бортовых информационных служб.

Или же разрешение могло определять конкретную цель для ядерного удара - например, использовать атомную ракету для удара по конкретной наземной цели.

Разрешение для использования учебных ядерных боеприпасов (не имевших радиоактивных материалов) поступали и аутентифицировались аналогичным образом.

Точно также аутентифицировались и сообщения, разрешавшие перемещение ядерных боеголовок между кораблями и базами.

****

На борту корабля, группа высокоранговых офицеров анализировала обстоятельства и наличные разрешения, и давали капитану совет: оправдано или нет применение ядерного оружия исходя из конкретной ситуации.

Атомные ракеты и боеголовки хранились в тщательно охраняемых отсеках, доступ в которые был разрешен лишь ограниченной группе лиц, получивших на то разрешение непосредственно от капитана. Все входы в эти отсеки были на сигнализации, и несанкционированное открытие любого прохода в них поставило бы на уши отделение морской пехоты корабля, имевшее приказ в этом случае немедленно бежать по тревоге к взломанной двери/люку. Единственный открытый вход, предназначенный для лиц, имеющих разрешение, непрерывно охранялся морскими пехотинцами. Желающий войти в отсек ядерного оружия должен был представить верную идентификационную карту, и его имя и серийный номер карты должны были соответствовать списку, подписанному капитаном. Охранник должен был также опознать лицо входящего по фотографии на идентификационной карте. Все, кто имел доступ к отсекам ядерного оружия, должны были быть утверждены (и временами проходить проверку) в рамках Программы Надежности Персонала (англ. Personnel Reliability Program), чтобы убедиться, что им можно доверить работать с атомным оружием.

Обычно, когда в отсеке ядерного оружия никого не было, отсек должен был быть заперт. Офицер, ответственный за ядерное оружие (далее NWO - англ. Nuclear Weapons Officer), хранил при себе ключ от этих отсеков.

Ракеты с ядерными боеголовками имели специальные механические блокираторы, которые не давали системам подачи боеприпаса направить их на пусковую установку. Ключ от этих блокираторов хранился у капитана, и если капитан решал, что ситуация требует их снятия, он передавал ключ NWO.

Ракеты с ядерными боеголовками несли "ключ безопасности" (прим. перев. - специальный электронный блок-втулка, вставлявшийся в боеголовку), пока находились в арсенале. Пока "ключ безопасности" находился на ракете, автоматика не могла направить ее на пусковую установку, и боеголовка не могла быть активирована. Для запуска ракеты требовалось заменить "ключ безопасности" - "взводящим ключом". Специальные "взводящие ключи" для ядерных боеголовок хранились в запертом сейфе в отсеке предстартовой подготовки ракет. Комбинацию от сейфа знал только капитан, и если возникала необходимость подготовить к пуску атомную ракету, он сообщал ее командиру ракетного расчета (далее MBO - Missile Battery Officer). Получив комбинацию, MBO открывал сейф, и раздавал "взводящие ключи" расчету, для установки на ракету непосредственно перед подачей на пусковую.

Ракета с ядерной боеголовкой, даже несущая "взводящий ключ" могла быть направлена на пусковую только в том случае, если одновременно были нажаты два разнесенных в пространстве переключателя. Один переключатель находился на Станции Управления Оружием наверху ракетного ангара, а другой - на Контрольной Панели Пусковой, внутри ракетного ангара. Таким образом, выполнялось "правило двух": в одиночку никто не смог бы подать атомную ракету на пусковую установку.

****

В целом, цепочка от разрешения на применение и до пуска атомной ракеты включала множество людей, от Президента и до матроса, который нажимал переключатель на Контрольной Панели Пусковой в ангаре. Они все должны были действовать правильно, чтобы запуск состоялся.

Как можешь видеть, было придумано множество уровней безопасности, чтобы не допустить несанкционированное применение ядерного оружия. Возможно, и существовали способы обойти каждую из этих мер безопасности по отдельности, но крайне маловероятно, чтобы кто-то сумел обойти их все вместе.

Надеюсь, я ответил на твой вопрос.

Фил Хэйс.

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Jun. 26th, 2019 03:53 pm (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Армия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
fonzeppelin
Jun. 26th, 2019 03:56 pm (UTC)
Флот, Фрэнки. Это ф-ло-т. То, что относится к кораблям и морю - это флот, а не армия (ну, если речь не о НОАК, конечно). Постарайся наработать это в свою нейросеть, ок?
(no subject) - shkslj - Jun. 26th, 2019 07:32 pm (UTC) - Expand
spellinger
Jun. 26th, 2019 04:17 pm (UTC)
то есть ,они просто выбирали какую из нескольких коробок с конвертами использовать сегодня?
А сколько всего комплектов то было ? И если действующий набор хранили в мегасейфе, где хранили неактуальные на сегодня конверты?
Если капитан дал дуба то уже не запустить ...забавно )
fonzeppelin
Jun. 26th, 2019 04:24 pm (UTC)
Каждый день на корабль поступало сообщение - какую запечатанную коробку использовать. Коробку эту тут же помещали в сейф, где она лежала "в готовности". Неактуальные конверты, видимо, хранились с меньшей секретностью: так и так любая попытка заглянуть в них была бы замечена, и без знания, какая будет задействована следующей, они представляли собой просто набор бессмысленных цифр.
(no subject) - spellinger - Jun. 26th, 2019 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Jun. 26th, 2019 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spellinger - Jun. 26th, 2019 05:05 pm (UTC) - Expand
_
Jun. 26th, 2019 04:20 pm (UTC)
Странно, что вывод из строя капитана никак не предусмотрен: нет капитана-нельзя открыть сейф с "взводящими ключами" и запуск уже невозможен даже если нужен.
Если брать атомную артиллерию, то там вроде всё проще было-командир танка фактически мог принимать решение, другое дело, что снаряд мог тоже быть деактивированным.
fonzeppelin
Jun. 26th, 2019 04:26 pm (UTC)
Я так понимаю, что были отдельные протоколы для приема обязанностей ХО (Executive Officer, в определенном смысле аналог старпома) в случае, если капитан выходил из строя.
koba_roba
Jun. 26th, 2019 05:16 pm (UTC)

Интересно. А у нас как?

fonzeppelin
Jun. 26th, 2019 05:48 pm (UTC)
Понятия не имею.
(no subject) - cobra_ksd - Jul. 1st, 2019 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jun. 26th, 2019 07:33 pm (UTC) - Expand
maxdianov
Jun. 26th, 2019 06:01 pm (UTC)
Спасибо! Очень любопытная информация!
fonzeppelin
Jun. 26th, 2019 06:05 pm (UTC)
Пожалуйста! Сам был очень рад ее раскопать.
andrej_kraft
Jun. 26th, 2019 06:15 pm (UTC)
Спасибо, интересная информация.

Такая суперсложная организация могла существовать только на крупных кораблях с экипажем из нескольких сотен человек. Наверняка, на многоцелевых ПЛ все было нмного проще.
fonzeppelin
Jun. 26th, 2019 06:27 pm (UTC)
На ПЛ, насколько я помню, вообще все было "куда проще", поскольку они оперировали подразумевая возможное отсутствие связи. Поэтому там больше оставлялось "на усмотрение" капитана (за вычетом БРПЛ, разумеется). Однако, я так понимаю, что для пуска ядерных торпед ему всяко требовалось авторизация, и механизм "двух ключей" работал и там.
(no subject) - spellinger - Jun. 26th, 2019 06:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Jun. 26th, 2019 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spellinger - Jun. 26th, 2019 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Jun. 26th, 2019 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spellinger - Jun. 26th, 2019 06:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Jun. 26th, 2019 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polotsk1979 - Jun. 27th, 2019 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Jun. 27th, 2019 06:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - polotsk1979 - Jun. 27th, 2019 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrej_kraft - Jun. 27th, 2019 10:39 am (UTC) - Expand
fatangryopossum
Jun. 26th, 2019 06:40 pm (UTC)
Спасибо, интересный материал.
fonzeppelin
Jun. 26th, 2019 06:45 pm (UTC)
Пожалуйста! Рад, что заинтересовало!
(no subject) - fatangryopossum - Jun. 26th, 2019 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Jun. 27th, 2019 06:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - koba_roba - Jun. 27th, 2019 08:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Jun. 27th, 2019 09:19 am (UTC) - Expand
lx_photos
Jun. 26th, 2019 06:48 pm (UTC)
Спасибо.
shkslj
Jun. 26th, 2019 07:35 pm (UTC)
Французов давай
spellinger
Jun. 26th, 2019 08:26 pm (UTC)
у хранцузов на подлодке в отдельной каюте сидит американский офицер с кодами ))
dannallar
Jun. 28th, 2019 04:18 pm (UTC)
Спасибо большое!
fonzeppelin
Jun. 28th, 2019 04:21 pm (UTC)
Пожалуйста!)
tersan
Jun. 29th, 2019 09:48 am (UTC)

Смерть капитана делает невозможным применение ЯО, получается...

fonzeppelin
Jun. 29th, 2019 10:22 am (UTC)
Не думаю. Полагаю, есть протоколы, по которым XO (Executive Officer, аналог старпома) в этом случае принимает полномочия.
(no subject) - tersan - Jun. 29th, 2019 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Jun. 29th, 2019 05:05 pm (UTC) - Expand
( 43 comments — Leave a comment )

Profile

fonzeppelin
fonzeppelin

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow