Уникальной чертой ТОТИ, выделяющей организацию на фоне иных паравоенных формирований, являются значительные усилия, приложенные тамилами по созданию военного флота. Во многом это объясняется географией; Шри-Ланка представляет собой остров с протяженной береговой линией, обилием рек и влажных джунглей, и морская сила являлась важным фактором в операциях гражданской войны. Военный флот был необходим тамилам для защиты собственного побережья, прикрытия действий блокадопрорывателей (контрабандой провозивших необходимое ТОТИ вооружение и снаряжение из-за границы) и нарушения операций правительственных сил. На протяжении конфликта, имели место неоднократные боевые столкновения между флотилиями ТОТИ и военными кораблями ВМФ Шри-Ланки. По иронии судьбы, эта "ассиметричная морская война" стала едва ли не самым интенсивным морским конфликтом первого десятилетия XXI века.
Данная статья представляет собой любительский перевод материала с:
http://www.hisutton.com/LTTE%20Sea%20Tigers%20sneak%20attack%20craft%20and%20midget%20subs.html
Военные корабли, применяемые ТОТИ, можно условно поделить на несколько категорий:
- Канонерки
- Взрывающиеся катера
- Человеко-торпеды
- Низкопрофильные суда
- Полупогруженные суда
- Субмарины
Основной базой флота ТОТИ был транспортный корабль "Фарах III" (Farah III). Этот 14000-тонный сухогруз под флагом Иордании в 2006 году был (при невразумительных обстоятельствах) посажен на мель вблизи контролируемого ТОТИ побережья:
Тамилы не преминули воспользоваться таким подарком судьбы, превратив остов корабля в подобие адмиралтейства. Внутри корпуса располагался военно-морской штаб "морских тигров", судоверфь и даже испытательный бассеин для экспериментов с субмаринами.
Канонерки:
Основу военного флота ТОТИ составляли разнообразные канонерки. В основном, это были быстроходные прогулочные катера, либо рыболовецкие траулеры, вооруженные крупнокалиберными пулеметами (от вездесущих "Браунингов" и до внушительных КВПТ) и гранатометами. Чтобы гарантированно двигаться "Faastaa" - что было зачастую единственным преимуществом канонерок ТОТИ в бою с правительственными кораблями - тамилы щедро увешивали свои корабли подвесными моторами, иногда блоками по 6-8 штук.
Канонерки широко применялись ТОТИ для набеговых операций, прикрытия транспортных конвоев (в т.ч. блокадопрорывателей - катеров, доставлявших контрабандное оружие с океанских транспортов в открытом море) и противодействия блокадным силам флота Шри-Ланки.
Взрывающиеся катера:
Основной проблемой военного флота ТОТИ было отсутствие в арсенале тяжелого вооружения, способного противостоять военным кораблям ВМФ Шри-Ланки. Более крупные, боеспособные патрульные катера и канонерки правительственных сил, вооруженные автоматическими пушками на стабилизированных установках с радарным управлением огнем, значительно превосходили легковооруженные канонерки сепаратистов.
Тамилы сумели раздобыть контрабандой несколько старых торпед (предположительно из КНДР) и даже торпедный аппарат, но это не решило проблемы. В арсенале ТОТИ попросту не было ни одного корабля, достаточно крупного чтобы применять торпедное оружие - и были хорошие основания предполагать, что патрульные катера ВМФ Шри-Ланки сумеют без особого труда уклониться от прямоидущих торпед.
В итоге решением для ТОТИ стали взрывающиеся катера. Организация не испытывала недостатка в фанатиках, готовых отдать жизнь за ее идеалы, и способных направить в цель начиненный взрывчаткой катер. Существует предположение, что при этом ТОТИ опиралось на опыт японских катеров-камикадзе, применяемых в конце Второй Мировой Войны; однако, возможно, что эта связь надуманная.
Первоначально ТОТИ начали просто снаряжать взрывчаткой свои обычные скоростные катера:
Данный катер был вооружен боеголовкой в виде обычного крупнокалиберного снаряда, прикрученного к корпусу. Судя по размерам и наличию пулеметного вооружения, боевая часть катера рассматривалась, скорее, как последнее средство, нежели как основное вооружение.
В дальнейшем, инженеры ТОТИ перешли к специализированным взрывающимся катерам, на которых боевой заряд был основным и единственным вооружением. Размеры катеров уменьшили (что позволяло снизить их уязвимость при обстреле), конструкцию стали выполнять из стали (чтобы повысить боевую устойчивость).
Развитием концепции стали т.н. "стелс-катера ТОТИ":
В принципе, нет никаких оснований полагать, что эти катера в самом деле были малозаметными для радаров: просто оригинальный дизайн их корпусов в определенной степени напоминал фюзеляжи ранних стелс-самолетов. Боковые "крылья", вероятно, предназначались для облегчения подъема носовой части из воды при скоростной атакке. Единственным вооружением являлся прикрученный к носовой части артснаряд большого калибра: иногда катера также оснащались направленными вперед гранатометами.
Низкопрофильные суда:
Получив определенные результаты с взрывающимися катерами, инженеры ТОТИ на достигнутом не остановились. Следующей их идеей было максимально уменьшить надводный профиль катеров, опустив верхнюю палубу почти до уровня воды. Это позволяло одновременно значительно уменьшить заметность катеров - затруднив их обнаружение для неприятеля - и улучщить их защищенность. Оборотной стороной являлось неминуемое снижение скорости из-за значительного сопротивления воды.
Этот крупный катер с вытянутым стеклопластиковым корпусом был явно предназначен для максимально незаметного приближения к кораблям противника. Его верхняя часть выступала над водой буквально на несколько сантиметров, что в сумерках или в тумане практически исключало визуальное обнаружение и затрудняло радарное.
Версия предыдущего дизайна, но собранная из стали. Тщательно продуманный и весьма профессионально выполненный корабль был захвачен военными Шри-Ланки после капитуляции ТОТИ.
Человеко-торпеды:
Ответвлением идеи низкопрофильных судов стали человекоторпеды - максимально компактные и дешевые одноместные ударные единицы. Первоначальный дизайн был примитивен до крайности:
Немногим больше чем заряд на поплавках с двигателем и бронестеклом, прикрывающим пилота от огня. Данный конкретный образец был захвачен ВМФ Шри-Ланки на месте неудачной атаки.
Последующее развитие привело к более впечатляющим дизайнам:
Версия японского "кайтена" от ТОТИ. Редкостное сходство с японской человеко-торпедой времен Второй Мировой Войны наводит на мысль что кто-то из инженеров ТОТИ тщательно изучал историю вопроса! Торпеда имела небольшую, выступающую над водой рубку с узкими смотровыми щелями, и дизельный двигатель с воздухозаборниками на корме.
Целая группа различных человекоторпед ТОТИ, захваченных военными Шри-Ланки.
Полупогруженные суда:
Логичным развитием низкопрофильных судов и человеко-торпед стали полупогруженные суда - следующий шаг на пути к настоящей субмарине. Подобные единицы имели полностью погруженный корпус, с выступающими на поверхность шноркелями для забора воздуха и отвода газов двигателя - что делало их обнаружение крайне сложной задачей.
Эта большая полу-субмарина была поднята военными Шри-Ланки со дна в 2009 году, видимо, затопленная ТОТИ во избежание захвата. Ее длинный (7,3 метра!) корпус имел боковые балластные баки, и выступающие на корме патрубки забора/отвода воздуха от двигателя. Никаких рулей не имеется: лодка, видимо, не была достроена.
Еще одна полу-субмарина, более компактная (5,4 метра длиной) и упрощенной конструкции. В отличие от предыдущей, она явно была достроена в достаточной степени, имея достаточно рационально расположенные вертикальные и горизонтальные рулевые плоскости. Два изогнутых патрубка предназначались для питания воздухом двигателя и отвода выхлопных газов. В передней части рубки имеются иллюминаторы: предположительно, лодка должна была подходить к неприятелю в полупогруженном положении, и уходить на "шноркельную" глубину только перед атакой. Неясно, чем должна была быть вооружена эта полу-субмарина.
Самая совершенная - и впечатляющая - полусубмарина ТОТИ, носившая имя "Gokulan-45 ". В качестве вооружения она, вероятно, должна была использовать шестовые мины (судя по длинному выступу на носу), так как корабль такой сложности и стоимости едва ли мог быть оправданно использован в качестве камикадзе. Вообще, общая схема этой полу-субмарины наводит на мысли о конфедеративных "Давидах" времен Гражданской Войны в Америке.
Практически готовая, эта лодка была захвачена на верфи в 2009 году.
-----------------
Еще одна полупогруженная лодка, весьма совершенной конструкции. Длиной в 8 метров, она имеет явное сходство в конструкции с упомянутой выше 8-метровой низкопрофильной лодкой. Вполне возможно, что оба этих корабля были разработаны одним инженером. Горизонтальные рули размещены в носовой части. Что интересно, кокпит не герметичен - высказывались предположения, что эта полусубмарина должна была управляться пилотом в гидрокостюме, который покидал бы ее перед атакой, зафиксировав рули на курсе.
Еще одна полупогруженная лодка, на этот раз из стеклопластика.
Весьма невразумительного назначения малая полупогруженная лодка с двигателем внутреннего сгорания.
Субмарины:
Постройка субмарин - настоящих субмарин, способных погружаться на значительную глубину и оставаться под водой длительное время - является куда более сложным мероприятием, чем постройка полупогруженных лодок. Приходится заботиться о запасе сжатого воздуха для дыхания и всплытия, воздухонезависимых силовых установках для движения под водой, прочности корпуса, чтобы выдерживать давление...
Из-за этих трудностей, инженеры ТОТИ сравнительно мало занимались субмаринами. Такие единицы были слишком сложны и дороги, чтобы использовать их как камикадзе... в то же время, эффективного противокорабельного оружия у ТОТИ не было. И все же ряд подводных лодок был спроектирован и построен тамилами, и еще несколько (включая весьма крупные) был заложен.
Первые попытки ТОТИ в строительстве субмарин сводились к довольно грубым, одноместным единицам "мокрого" типа, т.е. с пилотом в открытом кокпите. Их назначение неясно: возможно, они проектировались как учебные, возможно, как средства скрытной постановки мин или доставки к противнику буксируемых человеко-торпед.
Эта бочкообразная субмарина неуклюжего вида была, тем не менее, первой подлинной подводной лодкой ТОТИ. По имеющимся данным, она приводилась в движение электрическим двигателем (вероятно, снятым с старой торпеды) на батареях неизвестного типа. Пилот располагался в герметичном кокпите, имея горизонтальные рули перед собой. Точно не известно, чем должна была вооружаться субмарина - носовой обтекатель отсутствует.
Каркас этой большой субмарины был захвачен в 2009 году на верфи в джунглях. Ее полная длина около 10 метров. Обращает на себя внимание весьма странная конструкция набора - он больше напоминает набор самолета, чем подводной лодки (что может быть связано с сложностью изготовления стальных конструкций в кустарных условиях).
Эта гигантская субмарина была заложена ТОТИ незадолго до финальной кампании 2008-2009 года, завершившейся поражением организации. Ее длина превышает два десятка метров.
Точно не известно, каково могло бы быть назначение этого гиганта. Предполагается, что либо эта лодка должна была быть подводным блокадопрорывателем (провозя контрабандное оружие через линию блокады), либо же - "ударной" субмариной, способной оперировать на большом расстоянии от базы и осуществлять нападения на суда ВМФ Шри-Ланки. ТОТИ достоверно располагало некоторым запасом старых торпед и как минимум одним торпедным аппаратом; также возможно, что лодка должна была служить базой подводных диверсантов.