?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уважаемые коллеги, цикл "Электронные стражи Альбиона" завершается. По устоявшейся традиции, в конце его я размещаю немного "несеръезную", рискованную или сильно гипотетическую статью. В данном конкретном случае, впрочем, речь о предельно серъезном и неожиданно эффективном проекте - внешне производившем совершенно несеръезное впечатление)

А началась история в общем-то случайно. В ночь с 17 на 18 сентября 1940 года, над Великобританией разразился сильный шторм. Порывы ветра сорвали несколько десятков аэростатов воздушного заграждения с привязи, и унесли их в на восток. Посетовав на коварство природы, британские военные вычеркнули аэростаты из инвентарных списков и приготовились уже забыть о них… но тут внезапно прекратило вещать шведское международное радио. Затем, 23 сентября в командование ПВО Великобритании заявились злые шведские консулы, и потребовали объяснить – какого черта британский аэростат снес волочащимся по земле троссом антенну радиовещательной станции в Стокгольме?



И этим жалобы не ограничивались. Вырвавшиеся на свободу британские аэростаты, оказалось, успели изрядно нахулиганить в Швеции и Дании. Волочащиеся за влекомыми ветром аэростатами тросы рвали линии электропередач, вызывая короткие замыкания, создавали заторы на железных дорогах, ломали антенны и били стекла. Волна воздушного вандализма дотянулась аж до Финляндии, где обнаружились пять пропавших аэростатов.

Устроенный аэростатами хаос изрядно ошеломил командование ПВО – но воодушевил Черчилля, который в то время заснуть не мог, пока не придумает какую-нибудь новую идею против немцев. Министерство Авиации, куда Черчилль направил запрос о применении бомбардировочных аэростатов, впрочем, дало отрицательный ответ: на их производство ушло бы слишком много дефицитного материала (воздухонепроницаемой ткани или латекса), эффективность была сомнительна, в лучшем случае, операция имела бы беспокоящий характер.

Однако, идея нашла неожиданную поддержку среди флотского командования, в первую очередь у капитана Баннистера (главы отдела сетевых заграждений). Флоту тоже очень хотелось как-нибудь атаковать Германию, и случилось так, что подходящие для этого средства у них как раз были.


Запуск метеозонда.

В 1920-ых и 1930-ых, стандартным метеозондом флота был 2,4-метровый в диаметре латексный аэростат. Производились и запасались они в огромных количествах, благо, стоили недорого. К концу 1930-ых, однако, метеорологическая аппаратура стала массивнее, и возможностей 2,4-метровых аэростатов уже не хватало. Флот решил заменить их на новые, однако, старые списывать не стал, а отправил на хранение. Инвентаризация показала, что на складах флота имелось сто тысяч тщательно упакованных и пересыпанных мелом аэростатов, которые флоту больше не требовались.

Адмиралы хищно переглянулись и потерли руки в предвкушении.

Тщательный анализ концепции, проведенный флотскими метеорологами, дал неожиданно положительный результат. На высотах более 5000 метров, доминировали ветра, дующие с запада на восток – что во-первых гарантировало, что большая часть аэростатов отправится в нужном направлении, а во-вторых гарантировало, что немцы не сумеют ответить тем же. Проведенные испытания показали, что даже сравнительно тонкая стальная проволока, волочащаяся за аэростатом, сможет устраивать короткое замыкание на линиях электропередач. Более того, тщательный анализ доступной информации о германских электросетях показал, что немцы в основном используют т.н. катушку Петерсена, которая хорошо защищает от замыканий между кабелем и землей, но плохо работает при межфазном замыкании между кабелями.

Проект получил название “Операция “Вовне”” (англ. Operation Outward).

Техническое описание:

Аэростаты операции “Вовне” были стандартными флотскими метеозондами сферической формы, диаметром около 2,4 метра. Оболочка их, объемом около 7,24 кубометров, изготавливалась из латексной резины. Аэростаты наполнялись водородом, и хотя подъемная сила их была невелика (приблизительно 8,6 кг), британцы рассчитывали компенсировать качество – количеством.



Управление аэростатом было чрезвычайно простым. В нижней части оболочки имелся клапан, соединенный шнурком с верхней частью оболочки. Когда оболочка растягивалась до предела, натяжение шнурка приоткрывало клапан, и газ начинал медленно стравливаться из оболочки. Это гарантировало, что шар не поднимется слишком высоко и не лопнет.

Система сброса балласта состояла из емкости с машинным маслом, в нижней части которой было проделано небольшое отверстие. Зажим, удерживаемый бикфордовым шнуром, перекрывал отверстие. Когда бикфордов шнур прогорал до зажима, отверстие открывалось, и масло начинало медленно вытекать. Скорость вытекания масла и скорость выпуска газа были подобраны таким образом, чтобы стабилизировать аэростат на высоте около 300 метров.

После запуска, аэростат быстро поднимался, расширяясь, до тех пор, пока шнурок внутри оболочки не натягивался до предела, приоткрывая клапан. Часть газа стравливалась из оболочки, подъем прекращался на высоте около 7600 метров. Аэростат плыл по ветру, постепенно снижаясь (за счет утечки газа через клапан) до тех пор, пока медленно горящий бикфордов шнур не высвобождал зажим на балластной емкости. Постепенно вытекающее масло компенсировало утечку водорода, стабилизируя аэростат на высоте около 300-500 метров. Далее аэростат продолжал дрейфовать на восток, пока окончательно догоревший бикфордов шнур не высвобождал боевую нагрузку.


Типы боевого оснащения:


1) Основным типом используемого аэростатами оснащения был “Провод” (англ. “Wire”). Состоял он, собственно, из провода, подвешенного под аэростатом, и предназначался для создания коротких замыканий на линиях электропередач.



"Провод" поражает немецкую ЛЭП. Художественное изображение.

Идея была в том, что аэростат будет лететь низко над землей, таща за собой провод, и рано или поздно зацепит им линию электропередач. Произойдет межфазовое короткое замыкание: на испытаниях, британским электрикам удалось продемонстрировать впечатляющую вольтову дугу в 4,5 метра, державшуюся, пока не сработал предохранитель. Такие замыкания наносили значительный урон проводке, и – при некоторой удаче – могли привести к поломке трансформаторов и автоматических выключателей в сети.

Поскольку металлический провод длиной в несколько сотен метров был тяжеловат для аэростата, использовался шнур длиной в 210 метров, на конце которого привязывался 90-метровый металлический провод. При запуске, вся нагрузка сматывалась в моток и скреплялась завязкой из бикфордова шнура. Когда шнур прогорал, моток разматывался под собственным весом, пока не касался земли концом провода. Предполагалось, что подталкиваемый ветром аэростат протащит провод 30-50 километров по местности и с хорошей вероятностью зацепит где-нибудь линии электропередач.

2) “Пивная жестянка”, “Желе” и “Носки” (англ. “Beer”, “Jelly” и “Socks”) были зажигательной нагрузкой.



“Пивная жестянка” была круглой жестяной банкой диаметром 22 см, содержащей восемь запаянных пивных бутылок, наполненных самовоспламеняющейся смесью белого фосфора, бензина и каучука (так называемая “Специальная граната No.76”). Донышко банки было откидным, и удерживалось на месте завязкой, сделанной из бикфордова шнура. Когда шнур прогорал, донышко банки под весом бутылок откидывалось, и бутылки падали вниз. Чтобы бутылки не вертелись в полете, на горлышке каждой был закреплен утяжелитель, а сзади привязана матерчатая лента, служившая импровизированным стабилизатором.

“Желе”, в соответствии с названием, было прямоугольной жестяной канистрой, начиненной 4,5 литрами (один имперский галлон) зажигательного студня. Внутри канистры устанавливался инерционный взрыватель. Сброшенная с аэростата, канистра взрывалась огненным шаром радиусом до 6 метров, разбрасывая горящую смесь.



Три свернутых зажигательных "Носка" и балластная банка, подвешенные под аэростатом.

“Носок” был длинной тонкой “колбасой” из ткани, начиненной упаковочной стружкой, пропитанной парафиновым воском. С каждого конца “Носка” крепился запал, срабатывающий при сбросе. Расчет делался на то, что благодаря своей длине и гибкости, сброшенные “Носки” будут цепляться и повисать на ветвях деревьев, крышах домов и т.д., воспламеняться, и гореть в течении 15 минут, работая долговременным источником возгорания. Один аэростат мог нести три “Носка” одновременно. Главным преимуществом этой нагрузки было то, что она изготавливалась из очень недефицитных материалов.


3) “Лимон” и “Джем” (англ. “Lemon” и “Jam”) были специфической, сравнительно редко используемой нагрузкой. Точных данных о ее предназначении не сохранилось.




Схема "Маленькой желтой бомбы"

“Лимон”, судя по всему, был небольшим фугасом, так называемой “Маленькой желтой бомбой” (англ. Small Yellow Bomb), предназначавшейся для снаряжения сетей воздушного заграждения. Подвешенная под аэростат, бомба сбрасывалась над неприятельской территорией. Малая эффективность крошечного фугаса, сброшенного "где-то в пределах Европы", в сравнении с зажигательной нагрузкой, по-видимому стала причиной ограниченного применения “Лимона” – менее 1% от всех запущенных аэростатов были снаряжены фугасной нагрузкой.

“Джем” был, предположительно, пропагандистской нагрузкой из листовок, разбрасываемых над германской территорией. Масштабы его применения были ограничены по тем же причинам, что и у “Лимона” – гарантировать, что груз будет сброшен над городом, было невозможно, а разбросанные в лесу листовки были пустой тратой бумаги.

Боевое применение:

Первый запуск бомбардировочных аэростатов состоялся 20 марта 1942 из Феликстоува, графство Саффолк. Пусковая станция (после долгой бюрократической войны с RAF, в последний момент попытавшихся перехватить контроль над проектом) была оборудована на флотской базе HMS “Beehive” (англ. Корабль Его Величества “Улей” - базы британского флота традиционно считаются “наземными кораблями). Непосредственно пусковой площадкой служила территория соседнего гольф-клуба.

Запуском аэростатов занимался относительно небольшой расчет, в основном состоявший из девушек – добровольцев WRNS (англ. Women’s Royal Naval Service – Женская Королевская Морская Служба). В целях секретности, задействованные в операции “Вовне” подразделения официально занимались сетевыми противолодочными заграждениями на входах в небольшие порты и гавани.



Девушки и боевые роботы, или Вренс на пусковой позиции.

Перед запуском аэростатов, расчеты проверяли и уточняли метеосводки от метеорологической службы флота. Требовался достаточно благоприятный ветер, чтобы запущенные аэростаты не полетели обратно в Британию. Доставленные на пусковую станцию аэростаты надувались водородом из газовых баллонов, обеспечиваемых Командованием Воздушных Заграждений RAF. Каждый аэростат помещался в треугольную палатку, защищавшую его от ветра, и в процессе наполнения непрерывно сбрызгивался водой – иначе трение между сухим латексом и тканью палатки могло спровоцировать возгорание.

Наполненные аэростаты вручную переносились на пусковую площадку, где на них подцепляли соответствующую нагрузку. Затем, по команде офицера, расчет отпускал стропы и поджигал свисающий бикфордов шнур. Работа была не самой безопасной – большое количество используемого водорода приводило к частым инцидентам и ранениям. В конечном итоге, персонал WRNS оснастили специальной защитной экипировкой, включавшей сетчатые металлические маски, огнестойкие накидки и защитный крем на руки.

В среднем, каждый день из Феликстоува запускалось по 200-300 аэростатов. В начале июля 1942, вторую пусковую станцию оборудовали в Олдстар Бэй, возле Дувра.



Девушка-доброволец из ВРЕН снаряжает аэростат.

Первые данные о результатах операции “Вовне” пришли из французской и голландской прессы – в виде резко возросшей частоты сообщений о пожарах, обрывах на линиях электропередач и коротких замыканиях. Немецкая печать подвергалась тщательной цензуре Рейхсминистерства Информации, но в оккупированных немцами странах контроль был слабее. Проведя некоторый статистический анализ, британцы убедились, что сообщения об авариях и пожарах в точности коррелируют с днями пусков, и что операция “Вовне” оправдывает себя.

Вскорости эти вдохновляющие сообщения добавились еще и результатами радиоперехвата переговоров летчиков Люфтваффе. К немалому удовольствию англичан, немцы отреагировали на бомбардировочные аэростаты предсказуемо, то есть глупо. Перехватчики Люфтваффе барражировали в небесах, преследуя аэростаты. Британцев это полностью устраивало – немецкие расходы горючего и боеприпаса на перехват одного аэростата на несколько порядков превышали самого аэростата стоимость. И это еще без учета износа техники, утомления пилотов и неизбежного риска аварий.

Немцы пытались представить британские бомбардировочные аэростаты в самом негативном свете, указывая на их опасность для мирного населения оккупированных ими Франции и Дании. Однако, и тут значимых успехов немцам добиться не удалось. Электрические системы Франции и Дании были устроены иначе, чем немецкие, и урон для них в основном ограничивался кратковременными перебоями. Жители оккупированных стран прекрасно понимали, что немцы устраивают пропагандистскую шумиху не просто так, и догадывались, что немцам достается больше.

Попытки немцев справиться с проблемой модернизацией электросети дали еще худшие результаты. Инженеры спроектировали специальную клемму, которая при сильных продольных нагрузках (как от зацепки проводом аэростата) должна была размыкаться и высвобождать кабели, позволяя им просто упасть на землю. В теории, электрикам после этого нужно было просто прицепить провод обратно. На практике, клемма имела склонность размыкаться от любой нагрузки, и провода начали падать еще чаще. Поскольку это "решение" было спроектировано высокопоставленным нацистским функционером и , прошел почти год, прежде чем немецкие электрики сумели-таки доказать, что оно не работает.



Развалины машинного зала электростанции в Белене.

Звездным часом операции “Вовне” стало 12 июля 1942 года. В этот день, запущенный из района Дувра аэростат зацепил и замкнул накоротко 110-Кв линию электропередач под Лейпцигом. В сети произошел резкий скачок напряжения. Старый, изношенный предохранитель на электростанции в Бёлене не выдержал, и сразу несколько трансформаторов полыхнули ярким пламенем… которое не утихало, пока электростанция не сгорела дотла. Помимо чисто материального ущерба, авария вызвала серьезные перебои в работе заводов и фабрик этого центра германской промышленности.

Не обходилось, разумеется, и без “сопутствующего ущерба”. Некоторые аэростаты ветром уносило обратно в Великобританию – впрочем, ущерб от них был невелик, и наибольшим стало временное отключение электричества в Ипсвиче. Сильнее страдала нейтральная Швеция. Преобладающие над Балтикой ветра частенько утаскивали аэростаты на ее территорию. Из-за этого в ночь с 19 на 20 января произошла трагедия: аэростат вызвал короткое замыкание на железной дороге, и два поезда столкнулись.



Ротор электростанции в Бёлене, оплавленный и погнутый в пламени бушевавшего пожара.

Начиная с мая 1944 года, операция “Вовне” начала снижать обороты. Главной причиной была возрастающая экспоненциально интенсивность действий британской и американской авиации – готовящейся к вторжению в Европу. Летчики опасались, что большое количество дрейфующих по ветру аэростатов с волочащимися за ними 300-метровыми тросами станут причиной суматохи и аварий. Кроме того, операторы радаров сети “Chain Home” жаловались, что большие грозди аэростатов создают им помехи.

Тем не менее, флот не был готов полностью свернуть операцию, и решил вместо этого пересмотреть подход. От массовых пусков аэростатов отказались в пользу непрерывного “ручейка” шаров, запускавшихся в светлое время суток с интервалами в 10 минут. Такой “ручеек” не мешал воздушным операциям. Кроме того, было решено отказаться от использования “Провода” (как наиболее опасного для самолетов), сделав вместо этого акцент на зажигательные боеприпасы. Такой подход вполне устроил RAF и USAAF, и операция “Вовне” продолжалась, хотя и значительно медленнее, чем прежде.

Последний аэростат был запущен 4 сентября 1944 года. После этого, операция “Вовне” была свернута. Союзные войска вырвались из Нормандии на оперативный простор, немцы бежали из Франции. Если во время оккупации французы еще были согласны терпеть падающие им на головы британские зажигалки, то после освобождения Франции сказали аэростатам решительное “Нет”. Флот уступил мнению союзников, тем более, что имевшиеся запасы снаряжения начали подходить к концу. Всего за время операции было запущено 99142 аэростата – то есть 99% имевшегося запаса.

Результаты:

Согласно подсчетам 1946 года, только достоверно зафиксированный урон от перебоев в электросетях, вызванных британскими аэростатами, составил более 1,5 миллионов фунтов (или 15 миллионов рейхсмарок). Реальный же урон был наверняка намного выше – у британцев не было доступа к архивам, оказавшимся в советской зоне оккупации, да и сами немцы с 1943 года бросили вести отчетность по перебоям в электросетях. Также очень трудно оценить урон от зажигательных боеприпасов, на фоне непрерывных бомбардировок и пожаров, возникающих по естественным причинам. По приблизительным оценкам, полный ущерб, нанесенный аэростатами экономике Германии, мог исчисляться 10 миллионами фунтов в ценах 1940-ых - т.е. эквивалентом ста миллионов рейхсмарок. Для лучшего понимания того масштаба проблем, который нанесли Германии, можно отметить что танк PzKpfw V “Пантера” стоил около 117000 рейхсмарок, а истребитель Bf.109С – порядка 210000 рейхсмарок.



Статистика операции "Вовне".


Для британцев же, запуск одного аэростата в рамках программы “Вовне” обходился в 35 шиллингов – или примерно в полтора фунта. Вся программа аэростатных бомбардировок, таким образом, обошлась Великобритании менее чем в сто тысяч фунтов. Иными словами, на каждый вложенный в нее фунт, "Вовне" принесла от 15 и до 100 фунтов нанесенного урона, выйдя в ряды самых экономически результативных военных проектов того времени. Очень неплохо для воздушного шарика с подвешенной под ним проволочкой!...

Источники:

* Civil Defence Training Pamphlet No 2: Objects Dropped From the Air - Ministry of Home Security (1944)
* Operation Outward: Britain’s World War II offensive balloons - Drapeau, Raoul E., IEEE Power & Energy magazine (2011)

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ardraeiss
Mar. 17th, 2019 07:44 am (UTC)
Выходит, списали практически весь неликвид, да ещё вот так весело и с пользой.
fonzeppelin
Mar. 17th, 2019 07:46 am (UTC)
Yep) И попутно на воздушных шариках улетела в трубу примерно немецкая танковая дивизия, что не может не радовать)
(no subject) - jakobin1793 - Mar. 17th, 2019 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Mar. 17th, 2019 01:38 pm (UTC) - Expand
johnleehooker
Mar. 17th, 2019 07:53 am (UTC)
Японцы не у британцев ли посмотрели идею?
fonzeppelin
Mar. 17th, 2019 07:57 am (UTC)
Нет, не думаю. Японская идея проистекала еще из предвоенных планов на случай конфликта с СССР, а также из тщательного изучения климата Тихого Океана. Я не думаю, что японцы были даже в курсе немецких проблем из-за "Outward" - на общем фоне бомбардировок Германии ее эффект не был так уж особо заметен, и немцы едва ли были склонны плакаться японцам в жилетку)
(no subject) - johnleehooker - Mar. 17th, 2019 08:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Mar. 17th, 2019 08:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - johnleehooker - Mar. 17th, 2019 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Mar. 17th, 2019 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - svolochus - May. 12th, 2019 01:24 pm (UTC) - Expand
maxdianov
Mar. 17th, 2019 09:02 am (UTC)

Спасибо, отличный материал!

fonzeppelin
Mar. 17th, 2019 09:44 am (UTC)
Рад, что понравилось)
alll
Mar. 17th, 2019 09:07 am (UTC)
Спасибо за статью.

Правда "электронными" эти устройства назвать нельзя при всём желании, но всё-равно очень интересно.

Кстати, а вы подобные циклы статей в что-нибудь типа книги оформляете? Или они остаются только в виде отдельных статей в блоге?
fonzeppelin
Mar. 17th, 2019 09:09 am (UTC)
Спасибо!

Скажем так... у меня есть мысль в итоге собрать их, отредактировать, и оформить в книгу (и предложить профильным издательствам). Но пока это так, размышления.
(no subject) - koba_roba - Mar. 17th, 2019 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Mar. 17th, 2019 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - advocatdiabol - Mar. 17th, 2019 04:38 pm (UTC) - Expand
taira_koremochi
Mar. 17th, 2019 09:29 am (UTC)
Прекрасная импровизация.
fonzeppelin
Mar. 17th, 2019 09:44 am (UTC)
Именно.
yosikava
Mar. 17th, 2019 09:48 am (UTC)
Жаль, что японская география не позволила их воздушным шарам быть столь же эффективными...

Спасибо за интересные статьи!
shkslj
Mar. 17th, 2019 11:02 am (UTC)
Ой и то правда жаль а то японцы такие кавайные прям. Толку правда ноль но вдруг
afirsov
Mar. 17th, 2019 10:18 am (UTC)
Да, а потом во время "холодной войны" дрейфующие аэростаты и нам доставили много неприятностей, хотя и другого рода
fonzeppelin
Mar. 17th, 2019 10:22 am (UTC)
Да, проекты "Моби Дик", "Могул" и "Genetrix" от ВВС США.
(no subject) - mad_lawyer - Mar. 17th, 2019 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Mar. 17th, 2019 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Mar. 17th, 2019 09:36 pm (UTC) - Expand
koba_roba
Mar. 17th, 2019 01:52 pm (UTC)

Какое простое и изящное решение!
Спасибо, очень интересно читать Ваши работы.

fonzeppelin
Mar. 17th, 2019 02:01 pm (UTC)
Пожалуйста! Очень рад!

И да, решение реально простое, изящное - и самое главное, экономически эффективное.
dannallar
Mar. 17th, 2019 02:56 pm (UTC)
Спасибо!
Еще одна британская находка, о которой не слышал.
Дешево и сердито.
fonzeppelin
Mar. 17th, 2019 02:57 pm (UTC)
Пожалуйста!

Да, эта операция очень малоизвестна. У британцев были и другие аэростатные проекты - например, использование свободно летящих аэростатов как воздушных минных заграждений (идея была в том, чтобы запустить множество шариков с подвешенными на троссах бомбами при начале налета) - но они не вышли за стадии отдельных экспериментов.
aikr
Mar. 17th, 2019 03:21 pm (UTC)
сферической формы, диаметром около 2,4 метра. Оболочка их, объемом около 55-57 кубометров

Откуда столько? При радиусе 1,2 объём будет примерно 7,238.
fonzeppelin
Mar. 17th, 2019 03:24 pm (UTC)
My bad. Только что сообразил, что я подставил диаметр в формулу, вместо радиуса. Спасибо большое, что поймали!
art_f
Mar. 17th, 2019 03:40 pm (UTC)
>> диаметром около 2,4 метра. Оболочка их, объемом около 55-57 кубометров, изготавливалась из латексной резины.


Бред полный.
шар 2,4м диаметром имеет объем всего 7,2 м3
Кубометр гелия имеет поъемную силу лишь 1 кг
таким образом полезная нагрузка такого шара не более 6 кг, что совсем ни о чем.
fonzeppelin
Mar. 17th, 2019 03:59 pm (UTC)
Да, я допустил ошибку (выше уже отметили) - по глупости подставил диаметр вместо радиуса. Исправил.
Иван Буб
Mar. 17th, 2019 03:45 pm (UTC)
Ого, спс, в первый услышал о таком. Вроде, в 1999 в бомбардировках Югославии амеры использовали нечто похожее, бомбы с нитями которые вызывали замыкания проводов.
fonzeppelin
Mar. 17th, 2019 04:03 pm (UTC)
Было такое. И не только в Югославии. Кассетная бомба BLU-114/B, если быть точным, разбрасывающая суббоеприпасы с графитовыми нитями. Суббоеприпасы подрываются в воздухе, дробя графит на очень тонкие волокна, которые, опускаясь на линии электропередач, вызывают короткие замыкания.

Впервые подобные суббоеприпасы применялись еще в 1991 против Ирака, как альтернативное оснащение "Томагавков" с дисперсерными боевыми частями (в норме они противоаэродромные, но аэродромы у Ирака быстро закончились).
affidavit_donda
Mar. 17th, 2019 06:02 pm (UTC)
Вот такой вот сумрачный британский гений©. :-)
lx_photos
Mar. 17th, 2019 06:51 pm (UTC)
Классно, спасибо.
pytheas61
Mar. 17th, 2019 08:04 pm (UTC)
Сейчас арабы из сектора газа используют боевой опыт бывшего протектора. До замыкания лэп пока не додумались, но поджоги устраивают регулярно.
По слухам из твитера израиль пробует сбивать такие шары лазерами.
shkslj
Mar. 17th, 2019 09:34 pm (UTC)
Хуже будет когда плюнет на лазеры построит хацацитов и заровняет всю газу в ровненькую такую площщадку.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 52 comments — Leave a comment )

Profile

fonzeppelin
fonzeppelin

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow