Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Инфракрасная самонаводящаяся бомба "Ке-Го" была (с моей точки зрения) самым интересным и... элегантным образцом высокотехнологичного японского оружия времен Второй Мировой Войны. В ней лучше всего отразились прагматизм и изобретательность японских инженеров - в отличие от немецких, прекрасно понимавших, что оружие во-первых нужно уже "вчера" (если не позавчера), а во-вторых - осознававших, что оружие мало сделать, его нужно еще и применять, и причем в реальных, а не полигонных условиях.

История:


Японские военные заинтересовались инфракрасными устройствами еще до войны. В основном, инфракрасные приборы рассматривались как средство коммуникации и ночной разведки, но внимание также уделялось и обнаружению источников теплового излучения. К середине войны японскими инженерами уже был накоплен определенный опыт разработки инфракрасных прожекторов и тепловых детекторов на основе термопар и никелевых болометров.

В марте 1944 года по инициативе армейского командования 7-я военная лаборатория приступила к работе над управляемой авиабомбой, способной самостоятельно наводиться на тепловое излучение цели (в первую очередь военного корабля противника). Подобного рода оружие существенно улучшило бы возможности японской армейской авиации в нанесении ударов по американским военным кораблям, ведь к 1944 году, американская противовоздушная оборона стала почти непреодолимой для пикировщиков и обычных бомбардировщиков. Самонаводящаяся бомба позволяла (в теории) решить эту проблему: бомбардировщик мог сбросить ее, оставаясь на сравнительно безопасной высоте, и немедленно после сброса уйти на полном ходу.




Подчиняясь распоряжению армии, 7-я лаборатория инициировала три проекта управляемых бомб с инфракрасным самонаведением, под индексами B-1, B-2 и B-3. Впрочем, очень скоро стало ясно, что только проект B-1 может уложиться в разумные сроки. Работа над проектами B-2 и B-3 была остановлена, и все усилия сконцентрированы на программе B-1, получившей название “Ke-Go”. Возглавил работу над проектом майор Фуджита из Администрации Армейских Боеприпасов; под его командованием работали майор Хидзута (занимавшийся аэродинамическими исследованиями) и майор Соноба (занимавшийся электроникой). Теоретические расчеты по программе были выполнены профессором Кониши из университета Осаки, также в работе над бомбой приняли участие профессор Сано (электроника) и доктор Итакава (аэродинамика).

Конструкция:

Бомба “Ke-Go” имела цилиндрическую форму с тупоконечной носовой и конической хвостовой часть фюзеляжа. Она делилась на три секции, от носа к хвосту: головка самонаведения (ГСН), боевая часть, приборный отсек и хвостовая часть с аэродинамическим тормозом. Оперение бомбы было крестообразным, четыре крыла размахом в 2 метра и четыре хвостовых стабилизатора были расположены Х-образно. Обшивка корпуса ГСН и воздушные тормоза бомбы делались из металла, вся остальная обшивка была деревянной. Длина “Ke-Go” составляла около 5 метров, несколько варьируясь от модели к модели, вес примерно 800 килограмм.



Схема внутреннего расположения управляемой бомбы Ке-Го модель 106

Управление бомбой осуществлялось с помощью четырех закрылков на крыльях и рулей на хвостовых стабилизаторах (тангаж и рысканье), а также пары элеронов (контроль скорости крена). При этом закрылки контролировались головкой самонаведения, а элероны гироскопическим прибором контроля крена, и обе системы “не пересекались”. На большинстве моделей исполнительные механизмы приводились в действие гидравлической системой, запас машинного масла для которой хранился в двух сферических баках.

Боевая часть размещалась непосредственно за ГСН, контактные датчики взрывателя были выведены вперед. В американском отчете указывается, что бомба должна была снаряжаться “20-30 килограммами взрывчатки”, однако эта цифра представляется абсурдно малой для 5-метрового снаряда весом почти в тонну и не согласуется с размерами боевой части на чертежах. Западные исследователи, интересовавшиеся этим вопросом, высказали предположение, что в данные вкралась опечатка, и бомба снаряжалась 200-300 килограммовой боевой частью. Боевая часть была фугасно-кумулятивной; в передней части заряда имелась выемка, формирующая кумулятивную струю, способную пробить палубы военных кораблей. Имелось два взрывателя:

* Контактный мгновенного действия, с двумя выступающими контактными датчиками в носовой части бомбы. Этот взрыватель срабатывал при попадании бомбы в цель. Датчики нужны были для подрыва заряд до того, как кумулятивная воронка деформируется от удара.

* Барометрический замедленного действия в кормовой части бомбы. Этот взрыватель срабатывал при промахе, если бомба падала в воду рядом с целью. Он подрывал бомбу на заданной глубине, чтобы нанести цели подводные повреждения гидродинамическим ударом.

Чтобы упростить работу системе наведения, траектория бомбы после сброса должна была быть возможно ближе к вертикальной. Чтобы погасить горизонтальную компоненту (оставшуюся от скорости движения носителя), в хвостовой части “Ke-Go” были установлены раздвижные воздушные тормоза решетчатого типа. Сразу же после отделения от носителя, тормоза раскладывались и тормозили горизонтальную составляющую полета бомбы. Максимальная скорость падения “Ke-Go” была ограничена 530-580 км/ч.

Производство бомбы велось усилиями армейского арсенала в Нагойе, при этом в проекте принимали участие различные фирмы и компании. Так, болометры для головки самонаведения изготавливал 1-ый Военный Арсенал в Токио. Гироскопы поставляла компания “Хитачи Ко.”, из Мито. Механический таймер собирался рабочими “Ювелирной компании Хаттори”, а электрическое оснащение поставляла “Сумимото Коммуникейшен”. Всего было выпущено около сотни образцов разных моделей.

Всего было разработано девять моделей “Ke-Go”, различавшиеся деталями конструкции, формой и размахом крыльев:

Система управления:

В отличие от подавляющего большинства образцов управляемого вооружения Второй Мировой, “Ke-Go” была автономным самонаводящимся оружием, действующим по схеме “выстрелил-и-забыл”. Сброшенная примерно в направлении цели, бомба самостоятельно находила цель по ее инфракрасному излучению и наводилась на нее без какого-либо дальнейшего участия самолета-носителя.


Головка самонаведения Ке-Го.

Основой системы самонаведения бомбы являлся никелевый болометр прибор, измеряющий поток теплового излучения за счет изменения электрического сопротивления очень тонкой зачерненной проволочки. Чувствительный элемент болометра японской ГСН был изготовлен из никеля, толщиной 2 микрона. Согласно данным испытаний, он продемонстрировал следующие возможности:

* Чувствительность к изменениям теплового потока до 1/30 градуса Цельсия на дистанции в один (1) метр.
* Способность засечь тепловое излучение человеческого лица на дистанции в сто (100) метров.
* Способность засечь тепловую сигнатуру, соответствующую 1000-тонному миноносцу на дистанции в две тысячи (2000) метров в идеальных условиях.



Болометр Ке-Го.

Подобные возможности вполне удовлетворяли требованиям военных. Сброс бомбы с такой точностью, что она окажется в радиусе нескольких сотен метров от корабля, было куда проще, чем попасть бомбой непосредственно в корабль.

Японцы экспериментировали с различными конструкциями болометра, различавшимися в основном числом и расположением чувствительных никелевых элементов. Известны как минимум четыре рассматривавшиеся конфигурации. Неизвестно точно, относились ли они к разным моделям “Ke-Go”, или же различные конфигурации использовались в ходе испытаний на одной и той же модели:



В передней части бомбы имелось прозрачное круглое окошко диаметром 40 сантиметров, затянутое пленкой из хлорированной древесной смолы. Толщина пленки не превышала 10 микрон, чтобы набегающий поток воздуха не разорвал пленку, она поддерживалась проволочной сеткой. Характеристики пленки были подобраны таким образом, чтобы она пропускала 80% волн инфракрасного спектра.

Непосредственно за окошком размещалось эксцентрически вращающееся (т.е. ось вращения была смещена от центра зеркала) параболическое зеркало из полированного алюминия. Фокальная ось зеркала была отклонена на 15-30 градусов от оси вращения; таким образом, вращаясь, зеркало выполняло коническое сканирование. Электромотор вращал зеркало через редуктор.

В фокусе зеркала находился болометр, для большей чувствительности помещенный в вакуумный кожух. Обращенная к зеркалу стенка была изготовлена из каменной соли, пропускающей инфракрасное излучение. Через мостик Уитстона, болометр соединял осциллятор (посылающий непрерывный сигнал на частоте 2000 циклов) с усилителем. Когда на болометр попадало тепловое излучение, сопротивление тонкой пластинки уменьшалось, и сигнал от осциллятора проходил к усилителю. Частота усилителя была синхронизирована с частотой осциллятора, так что случайные помехи не создавали больших проблем.

Вращаясь, зеркало выполняло сканирование в пределах угла от 15 градусов и до 40 градусов от курса бомбы. Если цель находилась в пределах 15 градусов от курса бомбы (т.е. если бомба шла прямо на цель), то кожух болометра заслонял собой цель. На оси вращения зеркала располагался распределитель, который, вращаясь, перекрестно соединял выводной кабель болометра с соответствующими положению зеркала исполнительными реле. Если, например, болометр принимал излучение в тот момент, когда зеркало находилось в правой позиции, то сигнал от болометра поступал на реле, соответствующее команде “влево”.



Конструкция ГСН Ке-Го.

Алгоритм наведения бомбы выглядел так:

* Если бомба падала прямо на цель, то цель оказывалась в пределах 15-и градусного “слепого угла”, образуемого кожухом болометра. Инфракрасное излучение цели в этом случае не достигало зеркала, исполнительные реле не срабатывали, и автопилот просто поддерживал бомбу на курсе.
* Если цель оказывалась, скажем, справа от курса бомбы, то эксцентрическое зеркало “засекало” ее в своем левом положении.
* Отраженный от зеркала поток инфракрасного излучения попадал на болометр. Сопротивление болометра падало. Сигнал осциллятора передавался через болометр в усилитель.
* Усиленный сигнал от болометра подавался в распределитель, который в этот момент был соединен с реле, соответствующим “повороту вправо”.
* Реле замыкалось, ток поступал на исполнительный соленоид, который открывал соответствующий клапан в гидравлической системе бомбы. Гидравлические сервоприводы отклоняли закрылки.
* Бомба поворачивала вправо до тех пор, пока цель не оказывалась в пределах 15-и градусного “слепого угла” зеркала, соответствующего положению “цель прямо по курсу”. Инфракрасное излучение цели переставало достигать болометра. Цепь размыкалась, и команда на поворот отключалась.
* В теории, бомба должна была прекратить поворот, когда цель оказывалась в “слепом угле” зеркала, но исходя из ее устройства – более вероятным был зигзагообразный курс, при котором бомба дергалась туда-сюда, в целом удерживаясь на нужном курсе.

Подобная технология сканирование вращающимся зеркалом при неподвижном чувствительном элементе была самой новаторской “изюминкой” проекта. В дальнейшем, эта концепция нашла свое применение в иных видах вооружений.



Схема системы управления.


Управление рулями бомбы осуществлялось гидравлически. Машинное масло из двух сферических резервуаров подавалось сжатым воздухом в систему управления. Когда сигнал от болометра замыкал одно из исполнительных реле, заряженный электромагнитный соленоид открывал соответствующий клапан и впускал масло в гидроцилиндр, соединенный с закрылками бомбы. Когда же реле размыкалось, соленоид разряжался и пружинный механизм вновь перекрывал клапан. Системы возврата рулевых плоскостей в нейтральное положение не было; закрылки постепенно возвращались в нейтральное положение под действием набегающего потока за счет утечек в маслопроводах.



Гидросистема.
Оригинальным решением было отсутствие на бомбе автопилота. Поскольку бомба получала информацию о положении цели из своей собственной системы координат, стабилизировать бомбу по крену не было никакой необходимости. Прибор контроля крена следил лишь за тем, чтобы скорость вращения бомбы вокруг продольной оси не превышала одного оборота в минуту. Единственный гироскоп, расположенный поперек фюзеляжа бомбы, контролировал гидравлическую систему управления элеронами, практически идентичную таковой для закрылков. Если бомба начинала вращаться слишком быстро, элероны срабатывали и тормозили ее обороты.



Стабилизация по крену.

На моделях 101-102, гироскоп приводился в действие электричеством, но быстро выяснилось, что электропривод создавал слишком много статических помех. На следующих моделях, электропривод заменили пневматическим. На моделях 108-108, гидравлический контроль элеронов заменили электрическим, при помощи системы соленоидов напрямую подключавшихся от реле гироскопа.

Схема применения:


Основным носителем “Ke-Go” предполагался средний армейский бомбардировщик Ki-67 хотя, ввиду автономного самонаведения и “неприхотливости”, бомба могла быть подвешена практически под любой самолет, удовлетворяющий требованиям по грузоподъемности.



Ki-67 в полете.

“Ke-Go” закреплялась у основания крыла бомбардировщика, при помощи ˄-образной рамы, устанавливавшейся в бомболюке. Дополнительные сбрасываемые скобы использовались для фиксации бомбы. При подвеске на бомбардировщик, крылья “Ke-Go” складывались, и уже в полете распрямлялись пружинным механизмом.

За десять минут до предполагаемого сброса, бомбардир выполнял следующие операции:

* При помощи рычажного механизма, высвобождал скобу, удерживающую крылья бомбы сложенными. Пружинный механизм распрямлял и фиксировал крылья.
* При помощи электрического сервопривода, открывал предохранительный клапан в гидравлической системе бомбы, подавая масло к механизмам.
* Разблокировал гироскоп, давая ему раскрутиться.
* Подключал и прогревал электронику бомбы, в первую очередь ламповый осциллятор усилителя.
* Устанавливал механический таймер, определявший момент включения головки самонаведения бомбы, и перехода ее из свободного падения в управляемое. Обычно, это происходило на высоте порядка 1000 метров достаточно высоко, чтобы бомба успела навестись на цель, достаточно низко, чтобы в поле зрения не оказалось более одной цели.

Сброс “Ke-Go” выполнялся с высоты до 10000 метров, на скорости около 340 км/ч, используя стандартный бомбовый прицел и стандартные бомбардировочные таблицы для подобного веса снарядов. При сбросе, размыкающиеся электрические контакты запускали таймер и взводили взрыватели бомбы. Вытяжной шнур на хвосте бомбы вытягивал и раздвигал воздушные тормоза.



Траектории полета Ке-Го.

Сброшенная, бомба тормозила горизонтальную составляющую своего падения при помощи воздушных тормозов, и далее падала почти вертикально. Через предустановленное время, таймер подключал головку самонаведения к системе управления. К этому моменту, бомба находилась примерно в километре от цели, и могла поразить ее либо прямым попаданием, либо (при промахе) гидродинамическим ударом от подводного взрыва.

Испытания:

Испытания “Ke-Go” начались в декабре 1944 и продолжались по июль 1945. Они проходили в заливе Хамаматсу, преимущественно по ночам; в качестве цели выступал плот 30 x 10 метров, на котором горел костер из древесного угля. В качестве носителя выступал бомбардировщик Ki-67, сброс выполнялся с высоты от 1500 и до 3000 метров. Для отслеживания полета бомбы в темноте на ее хвостовой части устанавливался световой трассер.

Около шестидесяти бомб, в основном моделей 106 и 107, было сброшено в ходе испытаний, но результаты оказались не впечатляющими. Только в пяти или шести случаях, в полете наблюдался отчетливый зигзаг, что означало, что головка самонаведения захватила и удерживает цель. По неизвестной причине, не было предпринято никаких попыток поднять для изучения упавшие в воду снаряды.

Стендовые испытания головки самонаведения, однако, не выявили никаких проблем. В результате анализа результатов и повторных испытаний в аэродинамической трубе, японские инженеры пришли к выводу, что виновата в неудачах плохая аэродинамика бомбы и недостаточная площадь рулевых поверхностей. Также сомнения вызывало качество изготовления оборудования, связанное с дефицитом сырья и непрерывными бомбардировками заводов. В конце июля 1945 года, испытания были приостановлены для переработки аэродинамической схемы бомбы и модернизации автопилота. В итоге, решением стало увеличение размеров; длина бомбы возросла до 5,5 метров, размах крыльев до 2,9 метров. Модель 109, в которой все выявленные недостатки были успешно решены, должна была поступить на испытания в сентябре 1945, но окончание войны положило конец проекту.



Схема Ке-Го модель 109

Большая часть готового оборудования либо была утеряна во время последних бомбардировок, либо уничтожена во избежание попадания в руки американцев. Однако, в случае с “Ke-Go”, американцам удалось захватить полные комплекты чертежей и диаграмм, некоторые механические компоненты, и самый ценный приз! две полностью собранные головки самонаведения. Все материалы по проекту были переправлены в военно-морскую лабораторию военной верфи Анакостия (Вашингтон, округ Колумбия).

Анализировавшие японские разработки инженеры выделили четыре представляющих особый интерес элемента:

* Сканирование вращающимся зеркалом при неподвижном чувствительном элементе.
* Использование четырех крыльев под углами 45, 135, 225 и 315 градусов и соответствующих хвостовых плоскостей.
* Применение воздушных тормозов для управления скоростью падения.
* Применение пневматического гироскопа для минимизации возникающих помех в электросистеме.

Источники:

* "Japanese Secret Projects: Experimental Aircraft of the IJA & IJN 1939-1945" - Edwin. M. Dyer. Midland Publishing. (2009)
* "Japanese Guided Missiles in World War II" - Caidin M., Journal of Jet Propulsion. 26 (8) (1956)
* "Japanese guided missiles". US naval technical mission to japan. (1945)
* "Все ракеты Второй Мировой" - Кузнецов К., Москва (2016)

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
alex_cat_1975
Jul. 14th, 2018 06:56 am (UTC)

миленько
>Западные исследователи, интересовавшиеся этим вопросом, высказали предположение, что в данные вкралась опечатка, и бомба снаряжалась 200-300 килограммовой боевой частью.
"Кое-кто на Западе полагает, что это колибри, но наши ученые опознали в них диких уток"(с)
пожалуй соглашусь с западными исследователями.
Деталь.png
fonzeppelin
Jul. 14th, 2018 07:59 am (UTC)
Yep.
wizardvvs
Jul. 14th, 2018 07:32 am (UTC)
Так а результаты испытаний модели 109 известны? Или все выявленные недостатки были успешно решены только на бумаге?
По идее бомбардировочные таблицы все-таки другие или у японцев были бомбы с воздушными тормозами?
fonzeppelin
Jul. 14th, 2018 07:36 am (UTC)
Нет, 109-ю не успели отправить на испытания - но вроде бы успели продуть в аэродинамической трубе, и она показала лучшие результаты.

Да, у японцев были бомбы с воздушными тормозами в аналогичной весовой категории. Так что таблицы менять не потребовалось.
maxdianov
Jul. 14th, 2018 07:53 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!
fonzeppelin
Jul. 14th, 2018 07:58 am (UTC)
Пожалуйста! Должен признать, "Ке-Го" моя любимица из всего японского арсенала.
tezet
Jul. 14th, 2018 10:03 am (UTC)
а как же с фэнтази "Ке-Го" у японцев в 1941м" ?
fonzeppelin
Jul. 14th, 2018 10:05 am (UTC)
Эм, что, простите?
(no subject) - tezet - Jul. 16th, 2018 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Jul. 16th, 2018 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tezet - Jul. 16th, 2018 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Jul. 16th, 2018 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tezet - Jul. 16th, 2018 11:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ipona_mat - Jul. 23rd, 2018 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Jul. 23rd, 2018 07:47 pm (UTC) - Expand
prostak_1982
Jul. 14th, 2018 06:50 pm (UTC)
Во всей этой ситуации вспоминается фраза: "Ты все делаешь правильно, а толку-то?!"

То же самое было с этим мегаавианосцем "Синано", они его сделали, когда от него уже особого проку не было.
fonzeppelin
Jul. 14th, 2018 06:53 pm (UTC)
"То же самое было с этим мегаавианосцем "Синано", они его сделали, когда от него уже особого проку не было."

Ну, я бы сказал, что Ке-Го была, пожалуй, наиболее реально опасным аргументом из тех, которые японцы могли бы предъявить в случае высадки на японские острова. Ночные атаки быстроходных бомбардировщиков с самонаводящимся оружием изрядно попортили бы нервы даже ВМФ США образца 1945 года. Разумеется, исход войны изменить оно уже не могло, но крови попить изрядно...
(no subject) - prostak_1982 - Jul. 14th, 2018 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Jul. 14th, 2018 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prostak_1982 - Jul. 14th, 2018 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Jul. 14th, 2018 07:12 pm (UTC) - Expand
p_d_m
Jul. 15th, 2018 06:37 am (UTC)
Спасибо, очень интересно.
fonzeppelin
Jul. 15th, 2018 06:59 am (UTC)
Пожалуйста, рад, что понравилась моя персональная любимица)
hominidae
Jul. 16th, 2018 06:07 am (UTC)
Вспомнился почему-то Фау-2. Когда были решены все проблемы, и ракета полетела надежно и устойчиво, союзники уже были под Берлином.

И еще подумалось - "Игла" видит раскаленное сопло самолета болометром, охлаждаемым жидким аргоном. У японцев неохлаждаемый болометр видел более слабое тепловое тепловое излучение корабля.
fonzeppelin
Jul. 16th, 2018 06:44 am (UTC)
Ну, при всем желании, инфракрасная сигнатура корабля побольше будет по угловым размерам. И не такая быстрая. Я не спорю, что болометр был примитивным решением, но для конкретной ситуации - рабочим.
(no subject) - Darius Var - Jul. 16th, 2018 09:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - tungs10 - Jul. 17th, 2018 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - hominidae - Jul. 18th, 2018 06:08 am (UTC) - Expand
ser_gl
Jul. 16th, 2018 10:43 am (UTC)
Замечательная задумка и пример, как малыми ресурсами (зеркальце, моторчик, несколько реле, обрезки и некондиция, и всё!) можно добиться результата. Очень по японски. Спасибо за материал!
fonzeppelin
Jul. 16th, 2018 11:38 am (UTC)
В точности) Чем мне особо нравятся японские управляшки -японцы, в отличие от немцев, прекрасно понимали, что оружие должно не только производить впечатление на начальство, но и работать, причем в реалистичных условиях.
andrej_kraft
Jul. 17th, 2018 09:31 am (UTC)
Весьма изящное решение. А я и не знал, что японцы разработками управляемого оружия баловались. Мол, только банзай-самураи, только камикадзе, только хардкор.
fonzeppelin
Jul. 17th, 2018 10:07 am (UTC)
Yep, весьма изящное! Чем особенно и нравится)

Надо признать, я тоже так думал... пока не ознакомился с японскими наработками и с удивлением выяснил, что это не так. Собственно, что интересно, камикадзе тоже были способом СОХРАНИТЬ жизни (!) - японцы рассчитали, что "заведомые потери" камикадзе будут значительно меньше, чем при попытках атаковать американские корабли традиционными методами...
(no subject) - ipona_mat - Jul. 23rd, 2018 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Jul. 23rd, 2018 07:49 pm (UTC) - Expand
affidavit_donda
Jul. 17th, 2018 11:03 am (UTC)
Спасибо! Очень интересная статья.
p.s. Может таки камикадзе, а не самурай?
fonzeppelin
Jul. 17th, 2018 11:16 am (UTC)
Пожалуйста!

Да нет, самурай звучит лучше.
(no subject) - affidavit_donda - Jul. 17th, 2018 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Jul. 17th, 2018 11:28 am (UTC) - Expand
svolochus
Jul. 21st, 2018 11:49 pm (UTC)
А-а-тлищна! Минимизация хайтека, стремление создать дешевое оружие реального поля боя - респект инженерам!
fonzeppelin
Jul. 22nd, 2018 06:39 am (UTC)
Yep!
doktorkurgan
Jul. 29th, 2018 05:41 pm (UTC)
Занятно...
Если проводить аналогию с "люфтваффе-46", то у "императорских ВВС-46" могло быть некоторое количество плюшек...
fonzeppelin
Jul. 29th, 2018 05:49 pm (UTC)
Re: Занятно...
Вполне себе да. У японцев были (помимо отрядов самообороны с бамбуковыми копьями) и вполне здравые идеи, как сильно попортить американцам жизнь при вторжении на острова. Основной проблемой была дикая нехватка времени и ресурсов. Японцы более-менее надеялись, что к весне 1946 им удастся снизить ущерб от бомбардировок до приемлемого (как за счет развертывания новых средств защиты и переносов заводов под землю, так и за счет того, что все, что можно сжечь, к этому времени американцы так и так уже спалят), но вот что делать с дефицитом ресурсов, они совершенно не представляли. И, конечно, потеря Манчжурии в этом плане стала совершенно критической - если раньше японцы по крайней мере могли НАДЕЯТЬСЯ, что сумеют восстановить поставки ресурсов с континента, то после стремительного наступления советских войск у них просто не оставалось мест, откуда эти ресурсы можно было бы взять. Исключая Индонезию, которая была уже слишком далеко.
scharapow_w
Mar. 30th, 2019 08:58 am (UTC)
Спасибо.
Очень необычно. Впечатляет.
( 45 comments — Leave a comment )

Profile

fonzeppelin
fonzeppelin

Latest Month

February 2024
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829  

Tags

Comments

  • fonzeppelin
    3 Mar 2024, 17:14
    о — теперь бают, что потоп таки...
  • fonzeppelin
    3 Mar 2024, 07:11
    Да без проблем. Просто есть люди, кто не играл. И не собирается.
  • fonzeppelin
    3 Mar 2024, 05:00
    Я не вижу в цепочках никакого эксплойта. Так играть сложно и на самом деле на подавляющем большинстве карт и шаблонов которые были из коробки игры и нет смысла — там просто кончаются деньги, а иногда…
  • fonzeppelin
    3 Mar 2024, 03:31
    Четвёрка была в целом хреново сделана, несмотря на множество удачных идей. А допиливать её поленились, официальные дополнения были вовсе чистого гринда ленивое говно.

    >За 8 ходов с 8-ю армиями тот,…
  • fonzeppelin
    3 Mar 2024, 01:56
    Так на ауткасте(как раз длинный шаблон) инферно вроде вполне котируется. Но на быстрых популярных шаблонах считается самым слабым замком. Там еще пофиксили кажется имбастратки с гогами — хороший…
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow