fonzeppelin (fonzeppelin) wrote,
fonzeppelin
fonzeppelin

Categories:
  • Music:

Альтернатива: легкие крейсера типа "Красный Урал"

Эта техническая альтернатива посвящается тем кораблям Российского Императорского Флота, которые могли бы стать частью флота советского.

При выкладывании на других ресурсах, ссылка на оригинал обязательна.



В 1921 году, советское правительство России приняло первую послевоенную программу военного судостроения. В число главных пунктов плана развития флота, одобренного ВСНХ, входила достройка линкора "Демократия" с использованием вооружения и механизмов от потопленного линкора "Императрица Мария", разработка плана достройки по усовершенствованному проекту линейных крейсеров "Измаил" и "Кинбурн" и достройка четырех крейсеров типа "Светлана" - двух на Балтике и двух на Черном Море. Последнему пункту уделялось особое внимание. От императорского флота, военно-морские силы Советской России располагали тремя исправными дредноутами типа "Гангут" на Балтике и дредноутом "Свободная Россия" (бывшая "Императрица Екатерина II") на Черном Море, чего в ближайшей перспективе хватало для сдерживания флотов ближайших соседей. В достаточном количестве имелись также турбинные эсминцы типа "Новик". Однако, большой проблемой представлялось отсутствие в составе флота современных турбинных крейсеров, способных осуществлять разведку для линейных сил и поддерживать развертывание эсминцев.

В 1922 году Советом Труда и Обороны было одобрено решение достроить по усовершенствованному проекту легкие крейсера "Светлана" и "Адмирал Бутаков" на Балтике, и "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Лазарев" - на Черном Море. В 1922-1924, пока на корпусах крейсеров велись восстановительные работы, конструкторские бюро Балтийского Завода и завода имени Марти в Николаеве разработали ряд проектов достройки кораблей с различным размещением артиллерии. Проект достройки крейсеров по исходному проекту, с вооружением из 130-мм казематированных и палубных орудий был отвергнут ввиду "смысловой и инженерно-технической устарелости". На том же основании был отвергнут проект вооружения крейсеров восемью 152-мм орудиями в щитовых установках и шестью 203-мм орудиями в одноорудийных башнях и несколько проектов с комбинированным вооружением.

В конечном итоге, основную роль в выборе сыграл мировой опыт. В середине 1920-ых сильное впечатление на мировое кораблестроение произвели французские легкие крейсера типа "Дюге-Труэ". Это были первые в мире легкие крейсера с расположением всей артиллерии главного калибра во вращающихся орудийных башнях. Подобное конструктивное решение было сочтено СТО оптимальным, исходя из ограниченных размеров имевшихся корпусов, и было рекомендовано, чтобы достраиваемые турбинные крейсера вооружались восемью шестидюймовыми орудиями в четырех двухорудийных башнях. Окончательный проект был разработан ОКБ Балтийского Завода в 1924 году.

Конструкция:



В качестве основного вооружения достраиваемых крейсеров были выбраны 152-мм 50-калиберные орудия образца 1908 года. Разработанные Обуховским Заводом для вооружения речных мониторов типа "Шквал", эти орудия были переработаны под новые требования и обозначены как 152-мм/50 орудия образца 1928 года. За счет увеличения каморы и принятия на вооружение новых снарядов, удалось обеспечить дальность выстрела 45-килограммовым снарядом до 22000 метров, вполне соответствующую требованиям времени.

Орудия размещались попарно в четырех двухорудийных башнях, расположенных линейно-возвышенно в носу и корме крейсеров. Башенные установки MK-2-152 балтийских крейсеров имели гидравлическое горизонтальное и электрическое вертикальное наведение, башенные установки MK-2-152бис черноморских крейсеров были полностью электрическими. Орудия для двух балтийских крейсеров заимствовали с береговых укреплений, орудия для черноморских были собраны из заказа 1917-1918 года. Наведение орудий осуществлялось с двух КДП, включавших 5-метровые дальномеры на крыше носовой и кормовой надстройки.

Зенитное вооружение крейсеров состояло из четырех 76-мм зенитных орудий Лендера на тумбовых установках в центральной части корпуса и четырех 45-мм полуавтоматических орудий К-21, расположенных на навесной платформе у кормовой трубы. Для управления зенитным огнем, с каждого борта имелось по 4-х метровому дальномеру. Были предусмотрены также подкрепления для установки до 8 счетверенных пулеметов Максима на зенитных станках.

Было также предусмотрено торпедное вооружение из двух счетверенных 533-мм торпедных аппаратов системы Гончарова, под торпеду 53-27. Аппараты размещались в центре корпуса, по одному на борт. Также на корме предусматривались рельсы для минной постановки: имелась возможность принятия на борт до 100 мин.

Ввиду отсутствия опыта в разработке авиационных катапульт, в качестве временного решения крейсера были оснащены более простым авиационным оснащением - наклонной летной палубой-скатом на вращающемся основании. Для подъема самолетов с воды использовался поворотный кран на кормовой мачте. В качестве палубного самолета обычно использовался гидроплан МР-1, служивший для разведки и артиллерийского целеуказания.



Бронирование крейсеров осталось прежним, с 75-мм главным поясом по всей длине корпуса и 25-мм поясом над ним. Длина 25-мм пояса была существенно уменьшена, чтобы выиграть дополнительный запас веса для размещения орудийных башен и для лучшей защиты дымоводов.

Орудийные башни были единственным значимым новым элементом бронирования. Они были защищены 25-мм плитами, с усилением лобовых до 75-мм. Барбеты под башнями имели толщину 25 миллиметров и шли до кромки главного пояса.

В целом, броневая защита кораблей была довольно старомодной: с одной стороны, она избыточно хорошо защищала большую часть борта от огня орудия калибром 100-120-мм (характерных для легких крейсеров Первой Мировой и эсминцев), с другой - не предоставляла адекватной защиты от бронебойных снарядов 150-203-мм орудий крейсеров 1920-ых. Однако, радикальные переделки защиты были сочтены неэкономичными.

Силовая установка была пересмотрена из соображений экономии веса и повышения эффективности. Носовое котельное отделение было демонтировано, и общее число котлов сведено к десяти. Чтобы компенсировать нехватку мощности, котлы были полностью переведены на нефтяное питание. Четыре турбины Парсонса развивали мощность до 52000 л.с., чего хватало для достижения скорости в 29,8-30 узлов. Запаса нефти хватало на 2200 миль экономического 14-узлового хода, что уже считалось недостаточным по меркам времени.

В серии:



Первым вступившим в строй крейсером нового типа был балтийский "Красный Урал" (ранее - "Светлана"). Введенный в строй в 1928 году, он стал флагманом 1-ой разведывательной крейсерской дивизии Морских Сил Балтийского Моря, сменив в этой роли устаревший бронепалубник "Богатырь".

Следующим в строй вступил черноморский "Красный Крым" (ранее - "Адмирал Нахимов") , в 1929 году. За ним последовал черноморский же "Червона Украина" (ранее - "Адмирал Лазарев"). В 1930 году, оба этих крейсера участвовали в совместных учениях с дредноутами "Республика" (бывшая "Свободная Россия") и "Демократия", в ходе которых впервые в советском флоте рассматривалось применение палубной авиации для воздушного прикрытия и поддержки флота.

Последний, четвертый крейсер, "Красная Кубань" (ранее - "Адмирал Бутаков") провел у достроечной стенки Балтийского Завода больше времени, так как обсуждалась возможность достройки его по усовершенствованному проекту, с вооружением из 180-мм орудий. В конечном итоге, переделка была сочтена слишком дорогой, и кроме того морякам хотелось иметь дивизию однотипных крейсеров на Балтике. В 1932, "Красная Кубань" вступил в строй, уже будучи морально устаревшей единицей.


Tags: 1920-е, gateworld, Альтернативная история, РККФ, альтернативный флот
Subscribe

  • Эскортные линкоры типа "Динозавр" (АИ)

    Давненько не брал я в руки СкетчАпа... небольшой праздничный АИ-материал ко Дню Победы. К началу Второй Мировой Войны, на складах Британского…

  • Подводная лодка Джодо Гинагана

    После капитуляции японских оккупантов в августе 1945, в Индонезии начался подъем национально-освободительного движения. Индонезийцы, настрадавшиеся…

  • Судьба LCS

    После долгих метаний и разбирательств, ВМФ США, наконец, определился, что делать с литторальными боевыми кораблями (Littoral Combat Ships — LCS).…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments