fonzeppelin (fonzeppelin) wrote,
fonzeppelin
fonzeppelin

Categories:
  • Mood:

Альтернатива: авианесущие линкоры типа "Центурион"

Эта техническая альтернатива посвящается твердой уверенности американских моряков 1920-ых в том, что коварные британцы непременно должны были установить летную палубу на свои линкоры типа "Нельсон". И их искреннему негодованию, когда коварные британцы этого так и не сделали. :)

При выкладывании на других ресурсах, ссылка на оригинал обязательна.



Авианесущие линкоры HMS "Центурион" и HMS "Марс" были второй серией британских линкоров, построенных после Великой Войны 1914-1918. Подобно предшественникам - "Родни" и "Нельсону" - их дизайн основывался на проекте линейных крейсеров G3, разработанных но не реализованных в начале 1920-ых. Первоначально предполагалось, что следующая пара британских линейных кораблей (замещающая в составе флота старые линкоры типа "Король Георг V") будут представлять собой несколько оптимизированную и более быстроходную версию "Нельсонов", но еще до закладки их проект был радикально пересмотрен.



Рост возможностей палубной авиации в конце 1920-ых породил вполне обоснованное стремление задействовать возможно больше самолетов в составе действующих эскадр. В то же время, конкретное тактическое применение палубной авиации все еще оставалось предметом дискуссий. Многие адмиралы полагали, что небольшое число специализированных авианосцев не будет оптимальным способом организовать взаимодействие авиации с боевыми кораблями.

Решением проблемы, с точки зрения ряда адмиралов, могло бы стать оснащение артиллерийских кораблей - линкоров и крупных крейсеров - летными палубами и ангарными мощностями для оперирования некоторого количества самолетов. Подобные гибридные корабли могли бы обеспечивать более эффективное рассредоточение палубной авиации в составе эскадры, затрудняя для неприятеля установление господства в воздухе путем обезоруживающего удара.

Британское первоначально адмиралтейство отнеслось к этой идее скептически, однако аргументы ее сторонников выглядели достаточно убедительно. Соглашаясь с тем, что гибридные корабли будут не слишком эффективными авианосцами, и, скорее всего, будут иметь недостатки и как артиллерийские корабли, они, тем не менее, постулировали, что они будут способны более эффективно взаимодействовать с артиллерийскими кораблями в боевом построении. Наличие "нескольких пригодных для взлета и посадки палуб" в линейной эскадре позволило бы обеспечить таковую непосредственным воздушным прикрытием и разведкой, не вынуждая при этом двигаться в строю линкоров уязвимые авианосцы.

Ключевую роль в итоге сыграла информация из-за океана. В 1925 году, до британского адмиралтейства дошли сведения о экспериментах американского флота с установкой летных палуб на свои "стандартные" линкоры. Вашингтонское морское соглашение подобные акции не запрещало - ибо определяло авианосец только как корабль, специально предназначенный для оперирования самолетов. Обеспокоенное возможным отставанием в технических вопросах, Адмиралтейство по настоянию Третьего Морского Лорда одобрило переработку проекта следующей пары линкоров.



Конструкция:

Концептуально, линкоры типа "Центурион" представляли собой несколько удлиненные и более быстроходные "Нельсоны". Длина по ватерлинии составляла 225 метров; выступ летной палубы увеличивал общую длину до 236,5 метров. Стандартное водоизмещение при этом выросло за 35000 тонн, на что британцы постарались не обратить внимания.

Корабли сохранили ту же базовую архитектуру, с расположением всех орудий главного калибра "пирамидой" в носовой части. Принципиальным отличием от предшественников была компоновка кормовой части. Большую ее часть занимала массивная октагональная надстройка, служившая основанием для расположенной поверх нее летной палубы. Башнеподобная надстройка, служившая также основанием для дальномеров главного калибра, была сильно заужена и смещена к правому борту. Единственная труба была выведена за левый борт.

Общая длина летной палубы линкоров составляла 108 метров. Так как высказывались сомнения, что столь небольшие размеры летной палубы будут достаточны для перспективных самолетов, конструкторы установили в передней части летной палубы две пневматические катапульты. Чтобы сделать взлет более безопасным (и избежать цепляния самолетов за крышу возвышенной башни "B"), передний край палубы был приподнят, формируя подобие трамплина. Также, впервые в мировой практике, на авианесущем корабле была установлена угловая летная палуба, облегчающая посадку самолетов.



Ангар был рассчитан на размещение 15-18 самолетов. Обычно, авиагруппа состояла из шести истребителей, трех-шести разведчиков и шести торпедоносцев со складывающимися крыльями. Для подъема самолетов из ангара на палубу использовались два самолетоподъемника: крестообразный основной в передней части, и прямоугольный вспомогательный в кормовой.

Основное вооружение кораблей осталось прежним - девять 406-мм/45-калиберных орудий Mark I, в трех трехорудийных башнях, сгруппированных в носовой части. Управление огнем осуществлялось с помощью пары дальномеров с базой 4,57 метра.

Вспомогательное вооружение также было аналогично исходному проекту - двенадцать 152-мм/50-калиберных орудий Mark XXII в шести двухорудийных башнях. Конструкция орудийных установок вспомогательного калибра была переработана в попытке увеличить скорость вертикального и горизонтального наведения, и сделать их более пригодными для предполагаемого "универсального" применения; однако, в противовоздушной роли установки по-прежнему были малоэффективны.

Расположение вспомогательных башен было, однако, пересмотрено. Так как ширина надстройки не позволяла сгруппированным в кормовой части башням 152-мм орудий вести огонь в носовых углах, конструкторы, по настоянию адмиралтейства, переместили две из шести вспомогательных башен в переднюю часть. Это улучшило возможности противоминной артиллерии - но с другой стороны, существенно ограничило возможности ведения огня орудиями главного калибра на кормовых углах.

Зенитное вооружение по изначальному проекту было представлено только 2-фунтовыми автоматами.

Мощность силовой установки была повышена до 50000 л.с. За счет совершенствования технологий, ее удалось уместить приблизительно в прежние массогабаритные характеристики. Скорость кораблей за счет более вытянутых обводов и прироста мощности силовой установки увеличилась приблизительно на 1 узел по сравнению с прототипом, и на мерной миле составила 24,5 узла.

Строительство:



HMS "Centurion" - заложен на верфи "John Brown & Company" в Клайдбэнке, 11 августа 1926 года. Спущен на воду 5 мая 1928 года, вошел в строй 1 октября 1930 года.

HMS "Mars" - заложен на верфи "Palmers Shipbuilding and Iron Company" в Ярроу, 14 ноября 1926 года. Спущен на воду 30 апреля 1928 года, вошел в строй 8 мая 1931 года.

Tags: 1920-е, gateworld, royal navy, Альтернативная история, альтернативный флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments