?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Куин Элизабет" в строю

И вот свершилось! Пройдя долгий и непростой путь от чертежной доски и до стапеля, сквозь финансовые кризисы, пересмотры проекта и неоднократные задержки, 7 декабря 2017 года (в годовщину атаки на Пирл-Харбор, хотя британцы клянутся, что это не было намеренно) первый британский суперавианосец, R08 "Куин Элизабет" вступил в состав Королевского Флота.



Для британского кораблестроения, постройка этого корабля стала предметом особой гордости. "Куин Элизабет" является крупнейшим британским военным кораблем, когда-либо построенным, переняв этот титул от знаменитого линейного крейсера HMS "Худ". При водоизмещении в 70600 тонн, "Куин Элизабет" на второе место в мире - после США - по размерам авианосцев. Хотя "Куин Элизабет" и меньше, чем атомные суперавианосцы США, она, тем не менее, превосходит все остальные авианосцы в мире. И, вероятно, будет занимать этот "серебряный пьедестал" по крайней мере до вступления в строй первых китайских атомных суперавианосцев.

Для британского флота, вступление в строй "Куин Элизабет" тоже означает важный доктринальный сдвиг. С появлением в строю суперавианосца, британский флот полностью отошел от доминировавшей в конце XX века концепции "эскортного и противолодочного флота" - основной целью существования которого была защита американских трансатлантических конвоев в случае конфликта с СССР - и вновь вернулся к традиционной роли "проекции силы" и борьбы за господство на море. Вместе с эсминцами типа "Дэринг" (отличными кораблями, но склонными к поломкам) и многоцелевыми атомными субмаринами типа "Эстьют" (возможности которых впечатлили даже американцев), британский флот теперь в состоянии формировать полноценные (почти) авианосные ударные группы, способные оперировать против любых целей.



Интересно отметить, что первой британской эскадрильей, которая завершит перевооружение на новые истребители-бомбардировщики укороченного взлета/вертикальной посадки F-35B, станет 618-я эскадрилья RAF. Помимо того, что это прямые наследники знаменитых "Дамбастеров" Второй Мировой, это еще и одна из двух эскадрилий, которые (по соглашению между флотом и ВВС) будут базироваться на "Куин Элизабет". Кроме того - как временная мера - в декабре 2017 года, США и Великобритания подписали соглашение, по которому британский авианосец будет базировать американскую эскадрилью морской пехоты, также оснащенную F-35B.

В перспективе, с 2023 года к "Куин Элизабет" будут приписаны две эскадрильи - 618-я RAF и 809-я FAA (Fleet Air Arm, воздушные части флота). В мирное время, эскадрильи будут ротироваться между авианосцем и берегом; при необходимости, обе могут быть развернуты на борту авианосца. Исходные планы предполагали, что авиакрыло "Куин Элизабет" будет состоять из 36 самолетов F-35B и четырех вертолетов, но современные планы развертывания (озвученные в 2010 году) определяют состав авиакрыла в 12-24 самолета F-35B и 14 вертолетов разных моделей.



И тут мы подходим к главному недостатку "Куин Элизабет"; авианосец не имеет катапульт и аэрофинишеров, и использует трамплин для взлета самолетов. Это серьезно ограничивает его возможности, вынуждая использовать только самолеты укороченного взлета/вертикальной посадки (вроде F-35B), снижая темы взлетно-посадочных операций и не давая использовать самолеты ДРЛО. Британское правительство рассматривало возможность перепроектирования второго корабля серии - R09 "Принс оф Уэллс" - с установкой на него электромагнитных катапульт и аэрофинишеров американской постройки. Технически, такое решение представлялось несложным; авианосцы типа "Куин Элизабет" имеют полностью электрическую силовую установку (то есть их газовые турбины и дизели работают на динамо-машины, которые вырабатывают ток для маршевых электромоторов) и имеют избыток электрической мощности. Однако, перепроектирование на катапульты потребовало бы закупки палубных истребителей-бомбардировщиков F-35C, что сделало бы невозможной унификацию по используемым машинам с RAF и потребовало бы значительного дополнительного финансирования. Это также создало бы проблемы с эксплуатацией "Куин Элизабет", перестройка которой под катапульты была уже затруднительна. В конечном итоге, в 2012 году правительство Британии решило, что лучше иметь в строю два авианосца, пускай и с несколько ограниченными возможностями, чем один оптимальный.



Частично решить проблему ДРЛО британцам удалось, спроектировав подвесной модуль ДРЛО "Воронье гнездо" (англ. Crowsnest). Этот модуль должен подвешиваться с минимальными переделками на любой вертолет Merlin HM2; иные типы летательных аппаратов - включая конвертопланы V-22 и AW609 - также могут быть адаптированы как потенциальные носители. В настоящее время, проходят испытания два варианта модулей - от британской фирмы Thales и американской Lockheed. Принятие на вооружение ожидается в 2019 году, а до тех пор "Куин Элизабет" будет оснащена старыми вертолетами ДРЛО Sea King ASaC.7

В целом, вступление "Куин Элизабет" в строй стало важным достижением британского флота - первым полноценным кораблем основного класса, построенным для Великобритании за последние шестьдесят лет (с того момента, как в 1955-ом вступил в строй тяжелый авианосец R09 "Арк Ройал", заложенный еще во время войны). С новым суперавианосцем, британский флот вышел на первое место по возможностям в Западной Европе, и вновь обрел способность проецировать силу глобально, в любой точке земного шара.

P.S. Ну, и аргентинские военные "ястребы" вновь вынуждены положить зубы на полку - "окно возможностей" для Фолклендского реванша, наступившее со списанием в 2011-ом последних британских "Харриеров", официально и необратимо закрылось. :)

Comments

( 77 comments — Leave a comment )
levsha
Dec. 9th, 2017 08:45 am (UTC)
...перепроектирование на катапульты потребовало бы закупки палубных истребителей-бомбардировщиков F-35C, что сделало бы невозможной унификацию по используемым машинам с RAF

RAF используют F-35B? Или имелось в виду введение третьего типа?
fonzeppelin
Dec. 9th, 2017 08:54 am (UTC)
RAF используют F-35B. Это стало результатом как стремления к "взаимозаменяемости" с флотом, так и традиционного для британских военных желания иметь самолеты, способные летать с коротких полос и полевых аэродромов.
(no subject) - levsha - Dec. 9th, 2017 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - levsha - Dec. 9th, 2017 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - levsha - Dec. 9th, 2017 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - gloire_bb - Feb. 17th, 2018 12:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Dec. 9th, 2017 09:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - levsha - Dec. 9th, 2017 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Dec. 9th, 2017 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - gloire_bb - Dec. 9th, 2017 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Dec. 9th, 2017 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Dec. 9th, 2017 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Dec. 9th, 2017 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Dec. 9th, 2017 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugene_gu - Dec. 9th, 2017 11:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Dec. 10th, 2017 06:59 am (UTC) - Expand
2gas4
Dec. 9th, 2017 09:08 am (UTC)
в натуре без аэрофинишеров? Это удивительно...
fonzeppelin
Dec. 9th, 2017 09:18 am (UTC)
Да, без аэрофинишеров. А зачем ей? На рассматриваемую перспективу, с нее предполагается применять только F-35B с их короткой/вертикальной посадкой.

Согласен, конечно, что отсутствие аэрофинишеров затрудняет взаимодействие с другими авианосцами НАТО - не позволяет приземлять те же F/A-18. В принципе, F/A-18 вполне может взлететь с трамплина "Куин Элизабет", но без аэрофинишеров приземлиться не сможет, да.
(no subject) - jr0 - Dec. 9th, 2017 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 01:33 pm (UTC) - Expand
jr0
Dec. 9th, 2017 09:35 am (UTC)
Теперь-то видно, что быстрее строить было бы рано. То есть задержки строительства связаны с задержками JSF. То есть они вынужденные, но и торопить зачем?

+ Вот японцы построили быстрее - и?

Edited at 2017-12-09 09:38 am (UTC)
fonzeppelin
Dec. 9th, 2017 09:53 am (UTC)
Скажем так: британских адмиралов действительно нервировало отсутствие у них хоть каких-то авианосных возможностей. Даже просто в контексте большего числа вертолетов.
(no subject) - gloire_bb - Dec. 9th, 2017 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - gloire_bb - Dec. 9th, 2017 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Dec. 9th, 2017 10:29 am (UTC) - Expand
jr0
Dec. 9th, 2017 09:35 am (UTC)
Аргентинцы пролетели давно не по причине усиления Англии, а по причине своей слабости. В том числе, из-за той войны - фиг им теперь продадут нужное оружие. И русское или китайское купить будут мешать.
k_ilya_v
Dec. 9th, 2017 09:39 am (UTC)
энерговооруженность самолетов все растет и растет.
сможет ли шестое поколение самолетов стартовать/садиться с палубы будучи просто вертикально ориентированными?
fonzeppelin
Dec. 9th, 2017 09:55 am (UTC)
Ну, это, конечно, вопрос будущего, но ИМХО - решением будут "взлетно-посадочные сани". Т.е. беспилотник вертикального взлета и посадки, с мощными движками, способный поднять на горбу любой тактический самолет и состыковаться с ним в воздухе, обеспечивая ему вертикальный взлет и вертикальную посадку.
(no subject) - k_ilya_v - Dec. 9th, 2017 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 11:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - k_ilya_v - Dec. 9th, 2017 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - waryag72 - Dec. 14th, 2017 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - k_ilya_v - Dec. 14th, 2017 09:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - waryag72 - Dec. 14th, 2017 12:11 pm (UTC) - Expand
jr0
Dec. 9th, 2017 09:44 am (UTC)
Ну и именно ДРЛОУ меня более всего сейчас занимает. Может все-таки есть какая-то темная программа? Например, беспилотника? Сейчас ведь появился (значительно усилился) новый класс авианосцев LHA. Английский проект - самый сильный среди них.

Флот США, Англии, Индии, Японии, Италии, Испании нуждается, вроде, в таком ДРЛОУ. И новые возможности есть: БРЛС с электронным сканированием, автономные БЛА. Мощная связь (спутниковые цифровые каналы или вроде того) такому самолету нужны в любом случае. Тогда зачем бортовые операторы? Ну, кроме повышения надежности дорогостоящего сооружения.
kikzan
Dec. 9th, 2017 09:55 am (UTC)
Берем шведский ASC 890, монтируем оборудование на HV-22, получаем ДРЛО вундервафлю. :)

upd. Аналогично можно взять оборудование с CAEW.

Edited at 2017-12-09 09:55 am (UTC)
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Dec. 9th, 2017 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Dec. 9th, 2017 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 10:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Dec. 9th, 2017 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 11:02 am (UTC) - Expand
kikzan
Dec. 9th, 2017 09:52 am (UTC)
ИМХО, так и просится АФАР на Osprey по типу шведского ДРЛО ASC 890.

И катапульты становятся не нужны...
waryag72
Dec. 14th, 2017 06:45 am (UTC)
Если есть желание брать побольше нагрузки и доставлять подальше - еще как нужны.
(no subject) - kikzan - Dec. 14th, 2017 06:47 am (UTC) - Expand
gloire_bb
Dec. 9th, 2017 10:23 am (UTC)
Писалось в свое время что хотя общий темп операций без катапульты страдает,
сами операции (подъём крыла, взлёт по тревоге и многие другие) могут осуществляться гораздо быстрее, в стиле второй мировой.
fonzeppelin
Dec. 9th, 2017 10:26 am (UTC)
Хм? Вот тут не в курсе.
(no subject) - Iwaterloo York - Dec. 10th, 2017 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 10th, 2017 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Dec. 9th, 2017 10:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - jr0 - Dec. 9th, 2017 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - shkslj - Dec. 9th, 2017 11:39 am (UTC) - Expand
raffal
Dec. 9th, 2017 05:19 pm (UTC)
Да, хороший будет трофей для СФ РФ - тут одних только Героев России не меньше 15-20..
fonzeppelin
Dec. 9th, 2017 05:39 pm (UTC)
На всякий случай предупреждаю всех: попытки разжечь политсрач будут караться.
(no subject) - raffal - Dec. 9th, 2017 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raffal - Dec. 9th, 2017 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - waryag72 - Dec. 14th, 2017 06:59 am (UTC) - Expand
bambi_simbam
Dec. 9th, 2017 08:25 pm (UTC)
Оригинальный корабль.
Электродвижение , трамплин + СВВП , число самолётов = число вертолётов. Не авианосец ,скорее продвинутый УДК, британская версия "Америки".
fonzeppelin
Dec. 9th, 2017 08:32 pm (UTC)
В принципе он может таскать гораздо больше. Ангар большой; в "максимальную" загрузку он может брать под 70 летательных аппаратов. Сорок - это, так сказать, "экономичный" размер авиагруппы при нормальной эксплуатации.

А вот "Принц Уэльский", по сведениям, будет действительно частично-УДК; его решили адаптировать к десантным операциям, потому как "Океан" идет на продажу.
(no subject) - bambi_simbam - Dec. 9th, 2017 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fonzeppelin - Dec. 9th, 2017 08:45 pm (UTC) - Expand
marconi_due
Dec. 10th, 2017 12:49 am (UTC)
Выписка из эфира недалеко от Волгограда:
-Какое-какое судно, выше среднего переката, идет вверх, прошу ответить ОТ-1417, прием!
-Какое-какое судно, выше среднего переката, идет вверх, прошу ответить ОТ-1417, прием!
-Какое-какое судно, выше среднего переката, идет вверх, прошу ответить ОТ-1417, прием!
После того, как этот ОТ замумукал всех в эфире, кто-то ему ответил:
-ОТ-1417! "Queen Elizabeth" проходит средний перекат! Прием!
-Ааааа...понял...левым бортом разойдемся...пожалста!
Iwaterloo York
Dec. 10th, 2017 05:04 pm (UTC)
Самое интересное, что на "Королеве" еще зарезервированы места под УВП ЗУР "Астер", возможно, что будут довооружать (как 45-е: там поначалу тоже не было ни Гарпунов, ни Вулканов).
fonzeppelin
Dec. 10th, 2017 05:06 pm (UTC)
Вполне возможно - у нее вроде бы такая же СУО как и у 45-ых, так что она потенциально может управлять "Астерами".
Артём Жигулин
Dec. 11th, 2017 10:39 pm (UTC)
Действительно, для англичан большое достижение и большое подспорье. Корабль конечно получился весьма странный и не без серьёзных недостатков, но он по крайне мере есть.

> аргентинские военные "ястребы" вновь вынуждены положить зубы на полку - "окно возможностей" для Фолклендского реванша, наступившее со списанием в 2011-ом последних британских "Харриеров", официально и необратимо закрылось

Оно закрылось давным давно, с учетом полнейшей деградацией ВВС Аргентины есть или нет авианосец у Англии, ничего аргам не светит.
waryag72
Dec. 14th, 2017 06:38 am (UTC)
Время идёт, британцы не меняются.
( 77 comments — Leave a comment )

Profile

fonzeppelin
fonzeppelin

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow