fonzeppelin (fonzeppelin) wrote,
fonzeppelin
fonzeppelin

Categories:

"Великие драконы" Китайской Республики

Ну что же, уважаемые читатели, я наконец-то завершил три недели кошкмара уборки урожая. Со вчерашнего дня я официально в отпуске!

И, как обещал - выкладываю новый материал)

Свержение и скоропостижная смерть императрицы Цыси в результате переворота 1898 года, и переход власти в руки реформаторов во главе с императором Гуансюем ознаменовало начало возрождения китайского флота. Новое правительство было твердо намерено восстановить былое влияние Империи Цинь в Восточной Азии, почти утраченное после поражения в японо-китайской войне. "Уроки Ялу" были хорошо усвоены: китайское правительство прекрасно понимало уязвимость огромного побережья страны.

"Никогда Империя не сможет в полной мере пребывать в мире и процветании, а ее народ чувствовать себя спокойным и радостным, покуда иноземные флоты могут свободно подойти к нашим берегам, предать разрушению города и порты, остановить прибрежные торговые пути и посеять смуту и хаос в богатейших провинциях", писал в 1899 году министр Лян Цичао, демонстрируя прекрасное понимание вопроса. Несмотря на постоянную нехватку средств и серию народных восстаний 1898-1901 года, военно-морская программа оставалась в фокусе внимания китайского правительства. За десять лет с 1898 по 1908 год, для китайского флота было заказано и построено около сорока военных кораблей, из них двенадцать - на китайских верфях.




Основное внимание в кораблестроительных программах императора Гуансюя уделялось небольшим быстроходным крейсерам и береговым силам. Хотя официальная морская политика, озвученная в указе от 1902 года призывала к созданию флота, способного "остановить любые попытки русского и японского морского нападения", китайские реформисты прекрасно понимали ограниченность своих ресурсов. Основная ставка была сделана на береговую оборону и крейсерские операции на коммуникациях неприятеля. Хотя для китайского флота в этот период и было построено несколько броненосных кораблей береговой обороны, вплоть до 1907 года вопрос о создании полноценного линейного флота обсуждался лишь теоретически.

Положение изменилось после окончания русско-японской войны в 1906 году. Поражение Российского Императорского Флота при Цусиме однозначно сделало Японию главным потенциальным противником Китая. Хотя Япония значимо превосходила Китай экономически и индустриально, этот разрыв не был так велик, как с другими промышленно развитыми державами. Более того, японские финансы были ослаблены войной, и Китай чувствовал себя в силах по крайней мере частично оспорить японское морское доминирование.

Согласно новой военно-морской доктрине, озвученной в 1908 году морским министром, адмиралом Лазурного Знамени Ли Фучанем, китайский флот делился на три территориальные эскадры - Северную, Центральную и Южную. Каждая эскадра отвечала как за оборону своего участка побережья, так и за самостоятельные действия против неприятеля. Под "действиями", адмирал Фучань понимал в первую очередь кратковременные вылазки из укрепленных портов для прорыва блокады, или уничтожения отдельных группировок противника. Для подобного рода операций требовались корабли, с одной стороны - быстроходные (способные избежать встречи с превосходящими силами неприятеля), а с другой - хорошо защищенные и живучие (способные эффективно связать боем неприятельские корабли и вернуться в базу, невзирая на полученные повреждения).

По мнению адмирала, подобной роли лучше всего соответствовали бы "один или два крупных броненосных крейсера самого современного образца в каждой территориальной эскадре, достаточно хорошо вооруженных и защищенных чтобы вести бой с линейными кораблями". Эта концепция достаточно хорошо перекликалась с проектами линейных крейсеров, строившихся или проектировавшихся сильнейшими морскими державами. Первая попытка китайцев реализовать доктрину вылилась в заказанный на верфи "Виккерс" в Великобритании не слишком удачный "дредноутный броненосный крейсер", представлявший собой уменьшенную версию линейных крейсеров типа "Инвинсибл", оснащенную 254-мм орудиями. Наученные горьким опытом, в 1908 году китайцы направили военно-морскую делегацию для ознакомления с верфями и судостроительными возможностями континентальной Европы.



В Германии, внимание китайской делегации привлек строящийся линейный крейсер "Фон дер Танн". Новейший корабль германского флота, он совмещал высокую скорость с прекрасной защищенностью и мощным вооружением - что было продиктовано необходимостью противостоять численно превосходящему флоту Великобритании. Китайцы, находившиеся в аналогичном положении по отношению к превосходящему флоту Японии, более чем понимали логику создания корабля, способного и оперировать как крейсер, и сражаться в линии баталии.

Однако, китайскую делегацию не устроило основное вооружение крейсера. Восемь 280-мм орудий представлялись им неоправданно слабыми по сравнению с 305-миллиметровым вооружением японских дредноутов. Несмотря на все попытки немецких моряков убедить иностранных гостей в высокой эффективности германской артиллерии, китайцы твердо стояли на своем, и ясно дали понять, что проекты с артиллерией из менее чем восьми 305-мм орудий в бортовом залпе даже не будут рассматриваться.

Не желая терять выгодный заказ, фирма "Блом унд Фосс" немедленно заявила о готовности переработать проект "Фон дер Танна" под более мощное вооружение. Это оказалось проще сказать, чем сделать. Проведенные осенью 1908 - зимой 1909 эскизные проработки дали понять, что установить более тяжелые орудия в прежней конфигурации четырех двухорудийных башен не выйдет из-за неприемлемого роста водоизмещения. Единственным способом установить на корабль не менее восьми 305-миллиметровых орудий и удержать водоизмещение в рамках 22000 тонн было применить меньшее число башен с большим числом стволов в каждой.

В распоряжении германского флота трехорудийных башен не имелось. Зато такие имелись в распоряжении флота соседней (и дружественной) Австро-Венгрии. Еще в 1908 году, фирма "Шкода" спроектировала трехорудийную 305-мм установку для дредноутов типа "Тегетгофф". Германским инженерам не составило особого труда ознакомиться с проектом установки. Австрийская башня весила около 600 тонн, что позволяло достаточно эффективно заменить четыре 280-мм германские двухорудийные башни (весом 400 тонн каждая) на три 305-мм трехорудийные австрийские. Общий вес вооружения при этом возрастал всего на 200 тонн, а количество стволов в бортовом залпе увеличивалось до девяти, причем сами орудия были сильнее.



Проект австрийского линейного крейсера 1915 года, возможно, составленный под впечатлением от работы над китайскими крейсерами.

В июне 1909 года, инженеры "Блом унд Фосс" в кооперации с артиллеристами "Шкода" подготовили детальный проект "большого броненосного крейсера для Китайской Империи". По сути, это был все тот же "Фон дер Танн", на котором четыре расположенные линейно-эшелонированно двухорудийные 280-мм башни заменили тремя австрийскими трехорудийными 305-мм башнями, расположенными линейно по длине корабля. Переработка проекта потребовала некоторой перекомпоновки котельных и машинных отделений, но в целом, корабль получился на удивление схожий с оригиналом. Ознакомившись с проектом, китайская делегация нашла его "воодушевляющим", и, после согласования ряда деталей, запросила одобрения правительства. Принципиальное согласие имперского кабинета уже было получено, и в августе 1909 года контракт на постройку двух линейных крейсеров был подписан императором Гуансюем. В соответствии с тогдашней традицией китайского флота, крупные корабли имели в названии приставку "Long" - "Дракон", и в официальных документах строящиеся крейсера назывались "Великими морскими драконами".

Из-за сильной загруженности работами для германского флота, фирма "Блом унд Фосс" не могла выполнить заказ самостоятельно, и была вынуждена привлечь к постройке второго корабля судоверфь AG "Вулкан" в Штетине. Согласно окончательной формулировке контракта, 1-ый корабль, получивший предварительное название "Yulong" (рус. "Юй-Лонг", "Нефритовый Дракон") строился на верфи "Блом унд Фосс" и должен был быть сдан заказчику не позднее июля 1914 года. 2-ой корабль, названный "Biyu Long" (рус. "Бей-Лонг", "Яшмовый Дракон") должен был быть заложен на верфи "Вулкан" и сдан заказчику не позднее лета 1915 года. Зимой 1909, за несколько недель до закладки первого крейсера, китайское правительство приняло решение заказать еще один корабль этого класса - но на этот раз отечественному производителю, арсеналу ВМФ в Фучжоу. Предполагалось, что корабль будет построен на средства, собранные с населения по добровольной подписке, при этом машины и орудия собирались закупить в Австрии. Сбор средств имел неожиданный успех среди патриотично настроенного городского населения; однако, верфь Фучжоу, ознакомившись с чертежами, вынуждена была признать, что не готова к строительству столь крупных и сложных кораблей. В результате, собранные средства были пущены на модернизацию военно-морского арсенала, и императорское правительство заочно внесло еще один крейсер в бюджет 1912 года.

Конструкция:
По конструкции, китайские “Драконы” весьма напоминали свой прототип – “Фон дер Танн”. Это было связано с аналогичной философией китайского заказа; китайцы собирались оперировать в пределах своих прибрежных морей, и им не требовалась ни значительная дальность плавания, ни высокая мореходность. Защищенность и скорость германского проекта тоже вполне устраивала заказчиков; на бумаге, китайские “Драконы” превосходили японские дредноуты типа “Кавачи”.



Вооружение:

Основное вооружение "Драконов" было изготовлено концерном "Шкода". Оно состояло из девяти 305-мм 45-калиберных орудий 30.5 cm/45 K10, аналогичных установленным на австрийских дредноутах типа "Вирибус Унитис". Три трехорудийные башни образца 1910 года располагались в диаметральной плоскости корабля; при этом, носовая башня была размещена на полубаке, центральная и кормовая же на верхней палубе.

Для своего времени, это были впечатляющие орудия, несмотря даже на сравнительно небольшой (по сравнению с мировыми тенденциями кораблестроения) калибр. Бронебойный снаряд весом в 450 килограммов покидал ствол с начальной скоростью в 800 метров в секунду. Эффективная дальность стрельбы при максимальном угле возвышения в 20 градусов достигала 22000 метров.

Башенные установки, весом в 600 тонн каждая, имели электрические приводы горизонтального и вертикального наведения. Их максимальная поддерживаемая скорострельность (при использовании заранее поднятой в башню боеукладки) составляла до 3-х выстрелов в минуту, и до 2-х выстрелов в минуту при подаче из погребов. Стандартный запас составлял 82 снаряда на ствол, из них 41 бронебойный и 41 фугасный.



Кормовая башенная установка "Юй-Лонга". Германия, 1914 год.

Весьма необычным было вспомогательное вооружение. Исходный проект предусматривал оснащение "Драконов" стандартной для германских кораблей противоминной батареей из двенадцати 150-мм и шестнадцати 88-мм орудий. Однако, такое вооружение показалось китайским адмиралам "неудовлетворительным"; с их точки зрения, 150-мм орудиям не хватало мощности для поражения крупных кораблей противника. Китайское морское командование все еще находилось в значительной степени под впечатлением битвы при Ялу (1895) и всерьез опасалось атаки японских малых крейсеров со скорострельной артиллерией на свои немногочисленные дредноуты.

Чтобы удовлетворить требованиям заказчика, "Вулкан" оперативно переработал проект. Теперь, вспомогательное вооружение китайских кораблей состояло из 170-миллиметровых 40-калиберных орудий SK/L40, аналогичных тем, которые устанавливались на последние германские пред-дредноуты. Выпуская в минуту по шесть 60-кг фугасных снарядов L/2.8 (этот облегченный боеприпас был разработан специально на экспорт), орудия имели эффективную дальность в 20000 метров при возвышении в 22 градуса, и вполне могли заставить держаться на почтительном удалении любой не-броненосный крейсер. Из-за возросшего почти вдвое веса каждого орудия, на кораблях, несмотря на все ухищрения, удалось смонтировать только по десять 170-мм пушек, в бортовых казематах на главной палубе.

Это вооружение дополнялось шестнадцатью 88-мм противоминными орудиями, из которых четыре стояли в казематах на полубаке, четыре в носовой надстройке, и по четыре - на крыше носовой и кормовой надстройки соответственно. В соответствии со стандартами времени, "Драконы" также несли по пять подводных 500-мм торпедных аппаратов - один на носу, и по два на каждом борту.

Бронирование:

Схема бронирования "Драконов", в немецких традициях, была мощной и хорошо продуманной. Главный пояс, проходивший на всю длину цитадели от носовой и до кормовой башни главного калибра, имел предельную толщину в 270 миллиметров. К нижней кромке, его толщина уменьшалась до 150 миллиметров. В оконечностях, броневой пояс имел толщину 100 миллиметров, уменьшавшуюся до 80 миллиметров ниже ватерлинии. Выше главного броневого пояса, располагался 150 миллиметровый верхний, защищавший казематы вспомогательной артиллерии. Каждое орудие стояло в отдельном каземате, отделенном от соседних 25 миллиметровой противоосколочной перегородкой.

Горизонтальное бронирование состояло из верхней и главной броневых палуб, толщиной в 25 миллиметров. В пределах цитадели, главная палуба имела 55-миллиметровые скосы, соединявшие ее с нижней кромкой главного пояса. В промежутке между скосами и поясом располагались угольные ямы. В отличие от прототипа ("Фон дер Танна"), палуба полубака дополнительно не бронировалась, кроме 10-мм прикрытия казематов носовых 88-мм орудий.

Башенные установки (в соответствии с австрийскими воззрениями) имели 240-мм лобовые плиты и 270-миллиметровые боковые. Крыши башен были защищены 80-мм - 150-мм броней. Подпалубные барбеты имели толщину в 250 миллиметров до верхней броневой палубы, под ней утоньшались до 150 миллиметров. Броневые рубки были защищены 270 миллиметровой броней.

Противоторпедная защита кораблей состояла из двойного дна (в цитадели усиленного 10-мм броневыми плитами под погребами и машинами) и продольной противоторпедной переборки толщиной 30 миллиметров, тянувшейся на 2/3 длины корабля. Поперечные переборки делили крейсер на 12 водонепроницаемых отсеков.


Силовая установка:


Корабль приводили в движение четыре турбины Парсонса, работавшие на четыре винта. На первом корабле пар обеспечивали восемнадцать котлов Шульца-Торнинкрофта, на остальных единицах - двенадцать котлов Ярроу. Мощность силовой установки составляла 45000 л.с. На мерной миле, "Нефритовый Дракон" продемонстрировал скорость в 27,8 узлов; "Яшмовый Дракон" оказался несколько медлительнее, выдав только 27,3 узла. В повседневной службе, скорость китайских линейных крейсеров, впрочем, редко превышала 25 узлов.

В серии:



* 玉龍 -Yulong (рус. “Нефритовый Дракон”) - верфь "Блом унд Фосс", Германия. Заказан 28.10.1909, заложен 14.02.1910, спущен на воду 25.03.1912, введен в строй 08.05.1914.
* 碧玉龍 – Biuylong (рус. “Яшмовый Дракон”) - верфь "Вулкан", Германия. Заказан 28.10.1909, заложен 25.10.1910, спущен на воду 11.02.1912, формально передан заказчику 02.08.1914. Окончательно введен в строй 23.02.1915 в Фучжоу.
* 天龍 - Tianlong (рус. “Небесный Дракон”) – верфь ВМФ в Фучжоу, Китай. Заказан 11.02.1912, заложен 12.08.1914, спущен на воду 28.09.1917, введен в строй 11.04.1920.
* (название не присваивалось) - верфь ВМФ в Фучжоу, Китай. Формально заказан 11.02.1912, не закладывался. Постройка отменена в 1916 году.


Служба:


Первым кораблем серии стал заказанный “Блом унд Фосс“ “Юй-лонг”. Он был заложен на освободившемся стапеле в феврале 1910 года, спущен на воду спустя два года и, пройдя все приемные испытания, передан заказчику в мае 1914 года. За это время политическая обстановка в стране успела перемениться; революция 1912 года покончила с империей Цин (хотя император Гуансюй сохранил формальное “моральное лидерство” в Китае, но реально его власть, вероятно, была самой ничтожной среди монархий того времени) и приемку крейсера выполняли уже адмиралы нового, республиканского правительства.

Заложенный несколько позже “Бей-Лонг” строился на верфи “Вулкан” с октября 1910 года. Постройка этого корабля шла медленнее, и к лету 1914 крейсер был готов лишь частично, основное вооружение еще не смонтировано. Тем не менее, после начала июльского кризиса, китайцы, обеспокоенные развитием событий, настояли на немедленной приемке корабля. Второго августа 1914 года, “Бей-Лонг” был формально принят китайским флотом, и в тот же день отбыл на буксире в Норвегию. Основное вооружение корабля было позднее переправлено через Австро-Венгрию в нейтральную тогда Италию; германское правительство убедило Вену не реквизировать орудия и башни, поскольку всерьез надеялось на выступление Китая на стороне Центральных Держав. В итоге, после всех перипетий, “Бей-Лонг” был окончательно достроен на верфи Фучжоу, в Китае, в феврале 1915.



Крейсер "Тианлонг" ("Небесный Дракон"), однако, ждала более запутанная судьба. Формально внесенный в программу кораблестроения на 1912-ый год, крейсер должен был быть заложен в арсенале ВМФ Фучжоу, когда до китайских адмиралов добрались сведения о постройке фирмой "Виккерс" для Японии линейного крейсера "Конго". Огромный линейный крейсер с 356-мм артиллерией произвел сильное впечатление на китайских адмиралов, а закладка японцами еще трех кораблей этого класса - вызвала серьезное беспокойство. Существующая программа кораблестроения уже не выглядела в полной мере удовлетворяющей требованиям.

Хотя строящиеся крейсера типа "Юй-Лонг" были вполне паритетны кораблям типа "Конго" - уступая в мореходности и мощности орудий, они уверенно превосходили японцев защищенностью - китайское правительство, тем не менее, хотело иметь более мощные единицы. Намеченная на июнь 1912 закладка "Тианлонга" была отменена, а проект крейсера отправлен на переработку. Ввиду нехватки собственного опыта, пришлось вновь обратиться к иностранному; контракт на переработку проекта крейсера получила австрийская верфь STT.

К началу 1914 года, будущий "Тианлонг" выглядел уже куда более внушительно. Его вооружение теперь состояло из девяти 350-мм 45-калиберных орудий 35 cm Marinekanone L/45 M. 16, аналогичных проектируемым для новых австрийских супердредноутов типа "Эрзац Монарх". Изменилось и расположение артиллерии; центральную трехорудийную башню сместили назад, за турбинное отделение, и расположили на возвышенном барбете поверх кормовой. Подверглась изменению и общая компоновка корабля. Полубак теперь тянулся до возвышенной кормовой башни, существенно улучшая мореходность. Количество 170-мм орудий уменьшили до восьми, но зато расположили их во вращающихся башнях с электрическим приводом. В результате всех изменений - а также усиления бронирования, в первую очередь, палубного - водоизмещение "Тианлонга" выросло до 25500 тонн.
Корабль был заложен на верфи в Фучжоу – единственной, имевшей стапели нужных размеров во всем Китае – в августе 1914 года. Первоначальная программа предполагала, что "Тианлонг" будет спущен на воду в 1916 и войдет в строй в 1918 году, но это оказалось невозможным ввиду начала Первой Мировой Войны в Европе.

С началом военных действий, Китай лишился доступа к промышленным мощностям Германии и Австро-Венгрии. Все ресурсы Центральных Держав были мобилизованы для войны, и ни одна из них не могла более позволить себе производить вооружение или корабельные машины на экспорт. Даже уже заказанное оборудование невозможно теперь было доставить в Китай. Хотя постройка “Тианлонга” некоторое время еще продолжалась, в мае 1915 флот распорядился приостановить работы на корабле на время поиска новых контрагентов.

Единственной нацией, имевшей достаточные промышленные ресурсы и не участвующей в войне, оказались Соединенные Штаты Америки. В 1915-1916 году, китайское правительство заключило с фирмой “Бетхелейм Стил” контракт на переработку проекта строящегося крейсера. К счастью, “Тианлонг” находился в достаточно низкой степени готовности, чтобы переработка под американское вооружение и машины оказалась возможна. В новой итерации, крейсер должен был быть вооружен девятью 356-мм/45-калиберными орудиями Mark IV (аналогичными заказанным для греческого дредноута “Саламис”) и 127-мм 50-калиберными орудиями американского производства, оснащен турбозубчатыми агрегатами Кертиса и котлами Ярроу. Компоненты бронирования также теперь были американского производства. Переработка проекта и прочие задержки (в частности, разработка новых трехорудийных башен) задержали спуск корабля на воду до 1917 года, а в строй “Тианлонг” вошел только в 1920 году.

В первоначальном плане военно-морского бюджета на 1912-ый год фигурировал еще один крейсер, который предполагалось заложить на верфи ВМФ в Шанхае. Из-за нехватки средств и проблем с постройкой “Тианлонга”, закладка корабля так и не была осуществлена. Оставшийся безымянным крейсер, тем не менее, оставался в бюджете до 1916 года.

Первые подлинно линейные корабли китайского флота с 1895 года, “Драконы” стали символами военно-морского и национального возрождения Китайской Республики. По прибытии в Китай, “Юй-Лонг” стал флагманским кораблем Северной Эскадры; достроенный в 1915 году “Бей-Лонг” стал флагманом Центральной, базировавшейся в Фучжоу. Во время кампании Антанты против германского Циндао летом-осенью 1914 года, “Юй-Лонг” присутствовал в регионе, демонстрируя флаг и защищая китайское торговое судоходство. Во время внутриполитического кризиса 1916 года (вызванного попыткой Яна Шикая объявить себя императором) оба корабля присягнули на верность республиканскому правительству и приняли участие в принуждении к повиновению мятежных гарнизонов.

После окончания Первой Мировой Войны, три линейных крейсера оставались самыми мощными кораблями флота Китайской Республики. Однако, развитие военно-морской техники быстро сделало их устаревшими. На фоне новых линейных крейсеров и быстроходных линкоров ведущих морских держав, их скромное водоизмещение и броневая защита выглядели уже критически недостаточными, и даже только что достроенный "Тианлонг" был, очевидно, кораблем прошедшей эпохи. Рассматривавшийся в роли основного потенциального противника японский флот ушел далеко вперед, и у китайского правительства не было ни средств ни особого желания участвовать в новой гонке военно-морских вооружений. Тем более, что главный сторонник крупных линейных кораблей - адмирал Ли Фучань - ушел в отставку еще в 1916 году. Сменивший его на посту морского министра адмирал Чжилин был ревностным сторонником таких технических новинок как морская авиация и подводные лодки, и рассматривал "Драконы" как вспомогательную силу. В 1922 году, все три линейных крейсера свели в единую "тяжелую" эскадру, базирующуюся на Фучжоу; их основной ролью теперь виделось сдерживание японских крейсерских сил.



"Бей-Лонг" и "Харуна"; снимок, предположительно, сделан в Шанхае в 1934 году.

В 1918-1919 на “Юй-Лонге” и “Бей-Лонге” установили противоторпедные були, что привело к некоторому падению скорости примерно на 0,7 узла. “Тианлонг” получил противоторпедные були еще при строительстве. На обеих крейсерах демонтировали часть 88-мм орудий, установив взамен сначала по две, а затем по четыре 88-мм зенитные пушки германского производства.

В 1925 с “Юй-Лонга” и “Бей-Лонга” демонтировали по два 170-мм орудия и все оставшиеся 88-мм не-зенитные пушки, взамен доведя число зенитных 88-мм орудий до шести. Дополнительно, корабли также получили по две французские 37-мм пятиствольные “canon de mitrailleuse” Mle 1922, представлявшие собой по сути дела установленные на зенитные станки, оснащенные электроприводом и переведенные на бездымный порох старые револьверные пушки Гочкисса.

В 1928-1930, “Тианлонг” был капитально модернизирован в Гонконге. На корабле заменили котлы, усилили палубное бронирование и частично заменили старое вспомогательное вооружение. Система управления огнем была заменена британской, аналогичной используемой на тяжелых крейсерах типа “Каунти”. Крейсер также получил катапульту на крыше возвышенной башни и ангар для двух гидросамолетов.

В дальнейшем, усиление германо-китайского сотрудничества в 1930-ых привело к тому, что флот Китайской Республики начал все более и более ориентироваться на германские стандарты. В 1932 году, военно-морская делегация офицеров германского флота прибыла в Фучжоу для разработки и инспектирования программы модернизации военно-морских сил Китая.

В рамках программы сотрудничества, в 1932-1934, “Юй-Лонг” прошел капитальный ремонт и модернизацию на верфи в Германии. С корабля полностью демонтировали все вспомогательное вооружение, сняли котлы и турбины. В ходе модернизации, на корабле полностью обновили систему управления огнем, углы возвышения башен главного калибра увеличили до 30 градусов. Вспомогательное вооружение теперь состояло из восьми 150-мм/52-калиберных установок SK C/28 и четырех 88-мм зенитных установок SK C/31. Броневую защиту главной палубы увеличили в цитадели до 80 миллиметров как в плоской части, так и на скосах. На корабле установили турбозубчатые агрегаты “Германиа” и восемь новых котлов: максимальная скорость на пробе после модернизации составила 28,1 узел.

Модернизированный “Юй-Лонг” вернулся в Китай весной 1935 года и был объявлен флагманским кораблем флота. Планировалась аналогичная модернизация “Бей-Лонга”, но за нехваткой средств ее пришлось отменить, ограничившись лишь поддерживающим ремонтом и некоторым усилением палубного бронирования в 1933-1934 на верфи в Фучжоу.

К началу Второй Японо-Китайской Войны в 1936 году, уже изрядно устаревшие, но все еще внушительные “Драконы” по-прежнему составляли основу боевой мощи китайского надводного флота. “Юй-Лонг” и “Тианлонг” базировались в Фучжоу, составляя вместе с несколькими крейсерами и эсминцами Боевой Отряд Тайваньского Пролива. Устаревший “Бей-Лонг” служил учебно-артиллерийским кораблем в заливе Ханчжоу, но перед началом боевых действий был мобилизован, и сумел добраться до Фучжоу, где присоединился к своим систершипам.

Японская авиация неоднократно пыталась уничтожить корабли, но китайцы (обученные немецкими советниками) проявили большое искусство в их маскировке. Корабли в местах базирования укрывались маскировочными сетями и каждую ночь перемещались с места на место; для отвлечения внимания японцев, было также построено множество деревянных макетов раскрашенных так, чтобы с воздуха походить на настоящие “Драконы”. Уловка вполне сработала; хотя японская армейская и морская авиация неоднократно отчитывались о потоплении китайских линкоров, от воздушных атак пострадал только “Бейлонг”, в феврале 1937-го пораженный двумя фугасными бомбами.



28-30 мая 1937 года, “Юй-Лонг” и “Тианлонг” совершили рейд к северу, пытаясь перехватить японский конвой с подкреплениями для Тайваня. Хотя китайским кораблям удалось избежать воздушных ударов, в 200 километрах к северу от Тайбэя они были встречены японскими быстроходными линкорами “Харуна” и “Киришима”. В последовавшей перестрелке, “Тианлонг” был тяжело поврежден японскими 356-мм снарядами, один из которых заклинил его возвышенную башню главного калибра. Экипажу удалось, прикрываясь дымовой завесой, вывести крейсер из боя, но добиться попаданий “Тианлонг” так и не сумел – сражение шло на слишком большой дистанции для его устаревшей СУО. “Юй-Лонгу” повезло больше; его современные директоры и предикторы, управляемые обученными в Германии операторами позволили ему накрыть залпами “Киришиму“ и повредить ее кормовое котельное отделение. Затем обе эскадры разошлись, так и не добившись решительных результатов.

В дальнейшем, вплоть до осени 1937, китайские линейные крейсера стояли в Фучжоу, отражая налеты авиации и изредка выходя в море для прикрытия легких сил, выполнявших минные постановки в Тайваньском Проливе. Когда ночью с 8-го на 9-е августа 1937 года китайские крейсера “Фей-Хун” и “Юн-Шей” вступили в перестрелку с тремя японскими эсминцами (что в итоге стало крупнейшей надводной победой китайского республиканского флота во время войны), “Юй-Лонг” был спешно изготовлен к выходу в море, и стоял под парами на случай подхода японских подкреплений.
К февралю 1938 года, китайский Восточный Тайвань, несмотря на все усилия обороняющихся, пал под японским натиском и контроль Тайваньского Пролива стал чрезвычайно затруднителен. Японская авиация усилила воздействие на Фучжоу; оставаться в этой базе для китайских кораблей стало слишком опасно.

Ночью с 10 на 11 февраля, основные силы китайского надводного флота (включая все три “Дракона”) покинули Фучжоу и, преодолев лабиринты минных полей, устремились на юг. Командующий эскадрой адмирал Ли Ксуей рассчитывал добраться до Макао а затем совершить рывок к Хайнаню. Однако, утром 11 февраля китайские корабли были обнаружены к юго-западу от Тайваня японской авиацией и вскоре подверглись воздушной атаке, в ходе которой крейсер “Юн-Шей” был потоплен и ряд других кораблей получили повреждения. Позже из перехваченной радиограммы китайским морякам стало ясно, что крупное соединение японских тяжелых крейсеров и легких сил крейсирует к югу от Гонконга, готовясь перехватить китайский флот.

Пытаясь сбить противника со следа, адмирал Ксуей резко изменил курс, и двинулся на юго-восток, к Филиппинам. Однако, опасность еще не была позади. Два больших соединения японских крейсеров и эсминцев надвигались на медленно идущий китайский флот с запада и северо-востока. Из-за плохого состояния своих старых кораблей, адмирал Ксуей не мог развить более 18 узлов и шансы оторваться от преследователей были очень невелики.

Было очевидно, что китайский флот может уцелеть, только если кто-нибудь останется позади и задержит преследователей. Адмирал обратился к командирам кораблей, призывая добровольцев. В итоге, капитан Фонг с устаревшего “Бей-Лонга” и лейтенант Вей-Жа Кан с эсминца “Люн-Тань” вызвались вести арьергардный бой – и, практически неизбежно, пожертвовать собой, давая шанс на прорыв остальным силам. На борту “Бей-Лонга” находился один из немногих оставшихся в стране германских морских специалистов – корветтен-капитан (в отставке) Людвиг фон Фолькензее, принявший китайское гражданство как из-за неприятия новой германской политики, так и из-за глубоких личных отношений с капитаном Фонгом.

Замедлив ход, “Бей-Лонг” со своим единственным эскортом занял место в арьергарде, все более и более отставая от основного китайского соединения. Вскоре его заметила японская патрульная авиация, и ближайшее японское соединение – крейсера “Аоба” и “Кинугаса” в сопровождении легкого крейсера “Отонаси” и эскадры эсминцев – направилось на перехват.

Сражение началось в 14.05, на большой дистанции. Японские крейсера вели огонь с 20000-22000 метров, превышавшей эффективную дальность старых орудий “Бей-Лонга”. Получив несколько попаданий, капитан Фонг приказал увеличить ход и поставить дымовую завесу. Японские крейсера, предполагая, что китайцы пытаются бежать, увеличили скорость – и это оказалось критической ошибкой, поскольку Фонг, развернувшись под прикрытием дымовой завесы, внезапно устремился им навстречу.

Японские капитаны совершенно определенно не ожидали от китайских моряков такой отчаянно рискованной тактики, и отвернули слишком поздно – позволив Фонгу сблизиться на дистанцию 8000-10000 метров, на которой его устаревшая система управления огнем могла справиться с выработкой огневого решения. Выпущенные “Аобой” и “Кинугасой” торпеды прошли мимо китайского крейсера. Последовала яростная перестрелка на малой дистанции, во время которой мощное горизонтальное бронирование “Бей-Лонга” и его тяжелая артиллерия сыграли решающую роль. Обе носовые башни “Аобы” были уничтожены ударами тяжелых снарядов, ее кормовое котельное отделение затопило. “Кинугаса” был буквально разворочен огнем вспомогательных 170-мм орудий китайцев, его мостик уничтожен, капитан убит, и система управления огнем безнадежно выведена из строя.

“Бей-Лонг” получил более двух десятков попаданий 200-мм снарядами с сравнительно небольшой дистанции, но его мощное бронирование держалось значительно лучше, чем тонкие пояса японских крейсеров. Одно удачное попадание пробило слабую лобовую плиту носовой башни главного калибра и вывело ее из строя, система центрального управления огнем была повреждена, но в целом, корабль сохранил боеспособность. Видя возможность для атаки, капитан Фонг повернул “Бей-Лонг” и устремился в погоню за хромающей на 25 узлах “Аобой”, но контратака японских эсминцев и легкого крейсера “Отонаси” вынудила его отвернуть. Японские эсминцы выпустили более двух десятков торпед, и две из них поразили “Бей-Лонг”, вызвав затопление переднего котельного отделения и носовой оконечности. Сбавив ход до двенадцати узлов, китайский линейный крейсер, тем не менее, сумел выровнять крен своевременным контрзатоплением и перенес огонь всех своих действующих орудий на “Отонаси”. Фон Фолькензее возглавил управление огнем у центрального дальномера, в уме прикидывая необходимые поправки. Получив прямое попадание 305-миллиметровым снарядом в машинное отделение, “Отонаси” лишился хода и хромающий ему навстречу “Бей-Лонг” расстрелял японский легкий крейсер практически в упор. Пылающий остов “Отонаси” был добит торпедой из аппарата китайского линкора.



Расстрелянный и торпедированный "Отонаси" идет ко дну.

Остальные японские корабли, тем временем, удалились на безопасную дистанцию. Капитан Фонг последовал за ними, сумев-таки увеличить ход до 15 узлов, но вскоре к японцам подошло подкрепление в виде “Фурутаки”, “Каки” и свежих легких сил. Наученные горьким опытом, японцы держались за пределами досягаемости лишенных центрального наведения орудий китайского корабля, безответно осыпая “Бей-Лонг” снарядами и выпуская торпеды с большой дистанции. Отчаянно маневрируя, капитан Фонг сумел уклониться от первых залпов, но японские эсминцы перезарядили торпедные аппараты и повторили атаку, добившись еще двух попаданий в поврежденный китайский крейсер.

В 18.52 “Бей-Лонг” передал в эфир последнюю радиограмму: “Машинное отделение затапливает, крен выровнять невозможно. Продолжаю вести бой. Да здравствует Республика!”. К этому времени, крейсер получил уже более сорока попаданий снарядами всех калибров, от 127-мм и до 203-мм, и четыре торпедных попадания. Еще четыре японских тяжелых крейсера спешили к месту безнадежной баталии. И, тем не менее, китайские моряки по-прежнему упорно сражались, ведя огонь из уцелевших орудий, гася пожары и пытаясь удержать корабль на плаву. Их стойкость и боевой дух восхитили даже японцев; по свидетельствам уцелевших китайских моряков, японские матросы, вытаскивавшие их из воды, восторженно восклицали “Славно сделано, китайский флот!”

В 19.42 искалеченный “Бей-Лонг” тяжело опрокинулся на правый борт, и пошел ко дну. Капитан Фонг остался на мостике, отказавшись покинуть свой гибнущий корабль. Фон Фолькензее до последнего находился вместе с ним. Из всего экипажа китайского крейсера, спаслось лишь около сорока матросов и двое офицеров, но благодаря самопожертвованию “Бей-Лонга”, остальные крупные корабли сумели оторваться от японцев и скрыться в ночи, в итоге благополучно достигнув Филиппин.

Дальнейшая их история не изобиловала событиями. Уже во время Второй Мировой Войны, "Тианлонг" был торпедирован японской субмариной I-38; из-за полученных повреждений, крейсер было решено не восстанавливать и он был разоружен в Пирл-Харборе. "Юй-Лонг" в 1942-1944 усиливал британские военно-морские силы в Индийском Океане и проводил конвои в осажденный Сингапур. После войны, "Юй-Лонг" служил с 1948 года учебным кораблем, и в 1962 был превращен в плавучий музей флота Южного (Республиканского) Китая.
Tags: 1920-е, 1940-ые, Китай, корабли которых не было
Subscribe

  • Последние минуты BB-36 USS "Невада"

    Неожиданно... трогательное видео, посвященное последним минутам линкора «Невада». Переживший Пирл-Харбор старый супердредноут поддерживал высадку в…

  • Красное на красной (планете)

    Из-за крайней занятости на посевной (эти проклятущие майские дожди сбили все планы), не смог адекватно отреагировать на посадку китайского марсохода…

  • Эскортные линкоры типа "Динозавр" (АИ)

    Давненько не брал я в руки СкетчАпа... небольшой праздничный АИ-материал ко Дню Победы. К началу Второй Мировой Войны, на складах Британского…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Последние минуты BB-36 USS "Невада"

    Неожиданно... трогательное видео, посвященное последним минутам линкора «Невада». Переживший Пирл-Харбор старый супердредноут поддерживал высадку в…

  • Красное на красной (планете)

    Из-за крайней занятости на посевной (эти проклятущие майские дожди сбили все планы), не смог адекватно отреагировать на посадку китайского марсохода…

  • Эскортные линкоры типа "Динозавр" (АИ)

    Давненько не брал я в руки СкетчАпа... небольшой праздничный АИ-материал ко Дню Победы. К началу Второй Мировой Войны, на складах Британского…