fonzeppelin

Categories:

80 лет полярным конвоям

Восемьдесят лет назад, 31 августа 1941 года первый полярный конвой из Великобритании прибыл в Архангельск.

Конвой, проводимый в рамках операции «Дервиш» состоял из семи судов. Флагманом был древний (1914 года) грузопассажирский лайнер «Лланстефан Кэстл». Помимо него, в состав конвоя входил флотский танкер «Алдерсдэйл», грузовые корабли «Ланкастрина Принс», «Нью Венстминстер Сити», «Эшен», «Труата», и голландский пароход «Алчиба». Эти суда везли стратегические материалы: шерсть, резину, жесть, авиатопливо, и двадцать четыре разобранных истребителя «Хокер Харрикейн». Командование конвоем осуществлял капитан резерва Джон Даудинг.

Прикрытие конвоя осуществляли эсминцы «Электра», «Импульсив», «Эктив», вооруженные рыболовецкие траулеры «Гамлет» и «Макбет», и временно примкнувший к ним крейсер «Аврора» (британский). На разных стадиях пути, конвой также сопровождали вооруженные траулеры «Офелия», «Целия», «Сен-Шатан», «Ля Тайгер», корабль ПВО «Позарица», и тральщики «Хальцион», «Харриер» и «Саламандра». 

Для дальнего прикрытия конвоя в море вышло соединение в составе авианосца «Викториес», тяжелых крейсеров «Девоншир» и «Саффолк», и эсминцев «Эклипс», «Эскапад» и «Инглфилд», под командованием контр-адмирала Фредерика Уэйка-Уолкера. Эти силы должны были вступить в действие, если немецкие надводные корабли попытаются перехватить конвой. 

Параллельно с проходом конвоя, британский флот осуществил еще три операции:

* Операция EF — удар авианосцев по Киркинесу и Петсамо 30 сентября 1941 года. Целью операции было во-первых отвлечь внимание от проведения конвоя, во-вторых нанести урон немецкому транспортному судоходству, и в-третьих — ясно дать понять Финляндии, что все ее попытки «воевать только с СССР, а не с британцами» тщетны. Авианосцы «Фьюриес» и «Викториес» нанесли удар по финским портам, потопив один пароход и повредив еще несколько, но заплатив за это дорогую цену: из-за вынужденной утраты фактора внезапности, было потеряно 16 самолетов.

* Операция Сила — переброска 24 истребителей «Хокер Харрикейн» в СССР при помощи старого авианосца «Аргус». Такая переброска позволяла истребителям сразу же прибыть в боеспособном виде и немедленно приступить к боевой службе. Операция прошла успешно: «Аргус» сблизился с побережьем, и запустил истребители, которые затем приземлились на аэродроме Ваенга. Правда, два истребителя при взлете с авианосца получили повреждения и разбились при посадке.

* Операция Гаунтлет — эвакуация советских и норвежских граждан со Шпицбергена. Шпицберген, с его угольными шахтами, представлял заманчивую цель для немцев, но усилия для защиты острова были непропорциональны его ценности для союзников. Поэтому, с одобрения правительств СССР и Норвегии (в изгнании), британцы эвакуировали 3000 человек населения и уничтожили шахты. Как дополнительная «вишенка на торте», возвращающиеся с операции британские крейсера перехватили у берегов Норвегии немецкий конвой: потопили вспомогательное судно «Бремзе» и заставили транспорты «Барселона» и «Траутенфельц» с персоналом 6-ой горной дивизии на борту искать спасение во фьордах.

С этой операции, началась долгая и славная история полярных конвоев — и тяжелой, кровопролитной и жестокой войны в ледяных водах Арктики. 

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.