fonzeppelin

Category:

Первый суборбитальный турист

Ну что же, после семнадцати (!) лет усилий, катастроф и успехов, Virgin Galactic наконец-то добилась своего.

11 июля 2021 года, в 17 часов 45 минут (с опозданием), самолет-носитель VMS "Eve" поднял суборбитальный ракетоплан VSS "Unity" с полосы «космопорта АмерикаЭ в штате Нью-Мехико. На высоте 15000 метров, ракетоплан отделился от носителя, зажег свой ракетный двигатель, и, разогнавшись до скорости более 3 МаХа (порядка 1 км/с) выскочил в апогее на высоту 86 километров.

На борту «Unity» находились шестеро: пилоты Дэвид Макей и Мишель Масуччи, пассажиры Сириша Бандл, Колин Беннет и Бет Мозес, и сам основатель компании, семидесятилетний сэр Ричард Брэнсон. Все они благополучно перенесли разгон, затем несколько минут свободного падения, и мягкую посадку на полосе космодрома.


Таким образом, Virgin Galactic стала все-таки первой частной фирмой, успешно отправившей людей в Космос за их же деньги. Все предшествующие полеты «космических туристов» выполнялись госкорпорацией «Роскосмос». Несомненный успех — и все же...

* «Космическими» туристы Virgin Galactic стали только в американской формулировке. Общепринятой (условной) границей космического пространства считается т.н. линия Кармана, на высоте 100 километров. Только в США действует специфическое определение высоты Космоса в 80 километров (50 миль), установленное в свое время ВВС США.

* К этому весьма скромному результату, Virgin Galactic шла семнадцать (!) лет. За немногим большее время время, Илон Маск создал SpaceX, способную запускать людей и грузы на орбиту, и захватившую огромный сегмент рынка космических запусков.

* Выбранная Virgin Galactic схема воздушного запуска туристического ракетоплана с дозвукового самолета-носителя, хотя и обладает рядом преимуществ, но не имеет особых перспектив развития. Довести маленький медленный ракетоплан Брэнсона до чего-либо более впечатляющего будет очень сложной задачей: примененные им концепции плохо «масштабируются вверх».

* На пятки уже наступает мощный конкурент — Джефф Безос, который запланировал на 20 июля свой полет на суборбитальной ракете «New Shepard». Выбранная им схема принципиально другая: капсула с пассажирами будет запущена вертикально на суборбитальную траекторию одноступенчатой ракетой-носителем, которая затем совершит пропульсивную (работая двигателями) посадку обратно на стартовую площадку. Сама же капсула, совершив баллистический полет, приземлится на парашютах. Чтобы «утереть нос» обогнавшим «выскочкам» из V-G, компания Blue Origin выпустила следующую листовку:

В ней она методично перечислила свои преимущества над V-G. Во-первых, ракета Blue Origin поднимется выше 100 километров, и в «космическом» статусе полета не будет никаких сомнений. Во-вторых, она более надежна: уже совершила 15 успешных полетов (против всего трех у V-G), и оснащена системой аварийного катапультирования пассажирской капсулы (у V-G никакой системы безопасности нет). В-третьих, она более экологична — топливная пара водород-кислород при сгорании оставляет просто воду. Наконец, у пассажирской капсулы Blue Origin большие и удобные иллюминаторы)

* Позади же Безоса высится мрачная громада SpaceX Илона Маска. Которая уже запланировала на осень 2021 года орбитальный туристический полет. Туристов Маска ожидают не несколько минут свободного падения, а несколько дней полета по орбите. Разумеется, обойдется такой полет много дороже... но и предлагает Маск намного больше, и его туристы смогут с полным на то правом называть себя астронавтами.

В целом — поапплодируем Брэнсону, и приготовимся через неделю наблюдать за полетом Безоса)

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.