fonzeppelin

Category:

Подводная лодка Джодо Гинагана

После капитуляции японских оккупантов в августе 1945, в Индонезии начался подъем национально-освободительного движения. Индонезийцы, настрадавшиеся под японской пятой, не испытывали больше никакого желания терпеть своих старых «владельцев» — голландцев. Спустя всего два дня после капитуляции Японии, индонезийские националисты провозгласили независимую республику. Голландцы, при поддержке англичан и американцев, вновь ввели на острова войска, и вскоре уже весь архипелаг полыхал в огне.

Большой проблемой для индонезийцев было господство голландцев и их союзников над морем. В условиях огромного архипелага, состоящего из тысяч островов, морская блокада контролируемых националистами территорий имела критическое значение. Не имея возможности бросить голландцам вызов в открытом море, индонезийцы были крайне ограничены в возможности перемещать силы между островами, и постоянно вынуждены считаться с угрозой обстрелов и десантов.

И тут появился Джодо Гинаган. Индонезиец из Сиболги, он в 1937 переехал в Голландию, где изучал морское дело и механику, намереваясь поступить на флот. Он три года обучался в Gemeentelijke Zeevaartschool (государственном мореходном училище) в Ден-Хелдер, после чего закончил курсы корабельного механика в Гронингене. Источники расходятся относительно деталей его биографии и карьеры, но согласуются в том, что Джодо поддерживал индонезийское национально-освободительное движение, открыто выступал за предоставление Индонезии независимости, за что и поплатился в итоге: в декабре 1946 был изгнан из Голландии. 

Вернувшись в Индонезию, Джодо предложил свои услуги министерству обороны новопровозглашенной республики. Он был принят на службу во флоте в качестве гражданского технического специалиста. И, находясь на службе, он предложил индонезийскому временному правительству интересный проект: построить сверхмалую подводную лодку для нападения на голландские блокадные корабли. 

Предложение вызвало значительный интерес со стороны Министерства Обороны и было одобрено почти немедленно.  Помимо Джодо, в работе над проектом участвовал инженер М. Сусило, имевший практический опыт судостроения. Постройкой лодки в июле 1947 занялись мастерские судоремонтного консорциума PAL (Penataran Angkatan Laut — флотская судоверфь) в Джокарьяте. Весь проект предполагалось завершить к сентябрю 1948 года. Премьер-министр Мохаммед Хатта лично написал письмо Гинагану (государственный декрет  A 527/1948 от 23 июня 1948 года), в котором приказывал немедленно по завершении работ передать субмарину департаменту флота для всесторонних испытаний. 

КОНСТРУКЦИЯ:

По конструкции, субмарина Джодо Гинагана была довольно примитивна. Строго говоря, она даже не была в полной мере подводной лодкой — скорее, погружающимся до уровня воды торпедным катером. Корпус ее был собран из металлических листов, и имел угловатые очертания. Длина субмарины составляла около 7 метров, ширина около 1 метра водоизмещение — порядка 5 тонн.

Управлялась лодка одним пилотом, сидевшим в центральной части, под колпаком рубки. Перископа субмарина не имела: обзор осуществлялся через встроенные в стенки рубки иллюминаторы. Корпус ее имел балластные цистерны и горизонтальные стабилизаторы (имеются только на нескольких ранних фотографиях: по всей видимости, затем демонтированы), позволявшие погружаться до уровня воды.

В движение мини-субмарину приводил 60-сильный бензиновый автомобильный двигатель от старого автомобиля Fiat 5. Он питался от топливного бака в кормовой части лодки. Воздух для работы мотора поступал через Г-образный патрубок, выступавший над крышей рубки. Неясно точно, предполагался ли электромотор и батарея для подводного движения (ряд источников упоминает, что «испытания на погружение не состоялись из-за отсутствия батареи», что косвенно указывает на наличие второй двигательной установки).

Вооружалась мини-субмарина японской торпедой, подвешенной на внешнем креплении под килем. Торпеды были, по всей видимости, авиационными Type 91, оставленными японцами при отступлении на авиабазе Магуво. Дальность хода торпеды была невелика (порядка 2 километров), но для планируемых диверсионных атак на голландские блокадные корабли этого было вполне достаточно.

Общая стоимость проекта составляла 35.000 ORI (утвержденная республиканцами индонезийская валюта).

ИСПЫТАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА:

Постройка субмарины была завершена летом 1948 года. Проект с самого начала привлекал значительный интерес, и строящуюся подводную лодку неоднократно инспектировали высокопоставленные республиканские чиновники, включая самого президента Сукарно. Как только завод отчитался о завершении работы над субмариной, Джодо Гинаган немедленно передал ее флоту для испытаний.

Испытания проходили в реке Калибаям около Джокарьяты. Субмариной управлял сам Гинаган, и под его комнадованием лодка успешно продемонстрировала ход, управляемость, и погружалась до уровня воды. 

Однако, торпедные стрельбы завершились конфузом: при попытке запустить торпеду, крепление заклинило, отцепления не произошло, и запустившаяся торпеда с большим энтузиазмом поволокла крошечную субмарину за собой. Пытаясь справиться с ситуацией, пилот дал полный задний ход, но мощный 200-сильный движок торпеды без особого труда пересилил слабый двигатель субмарины. Субмарину протащило по реке, при этом она получила некоторые повреждения. Выявились и другие недостатки, потребовавшие исправлений и улучшений — что отнюдь не помешало индонезийцам публично объявить об успехе.

Реакция голландцев на это сообщение, впрочем, едва ли удовлетворяла индонезийцев: голланды попросту высмеяли весь проект, назвав его «поделкой из пустых цистерн».

Работы над лодкой продолжались, но принять участие в боевых действиях ей так и не удалось. Пытаясь преломить ход войны, голландцы предприняли ряд неожиданных наступлений, поставивших самопровозглашенную республику на грань кризиса. Работы над субмариной вынужденно замедлились ввиду оттока обученной рабочей силы на фронт, а также потому, что ее создатель, Джодо Гинаган, был командирован флотским командованием в Ачех, и не мог более уделять достаточно времени проекту.

Большой проблемой для индонезийцев было господство голландцев и их союзников над морем. В условиях огромного архипелага, состоящего из тысяч островов, морская блокада контролируемых националистами территорий имела критическое значение. Не имея возможности бросить голландцам вызов в открытом море, индонезийцы были крайне ограничены в возможности перемещать силы между островами, и постоянно в, чем можно было бы ожидать». Инженеры сошлись во мнении, что в качестве диверсионного средства, действующего в устьях рек против стоящих близко к берегу кораблей, субмарина Гинагана вполне могла быть приемлемо эффективна.

Дальнейшая судьба субмарины неизвестна — вероятно, она была разобрана на лом голландцами. Ее создатель, Джодо Гинаган, продолжил службу в индонезийском флоте, дослужившись до лейтенант-полковника. Он оставил службу в августе 1961, на волне усиливающегося движения за «очистку» все более про-коммунистических вооруженных сил Индонезии от обучавшихся в Голландии офицеров.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.