fonzeppelin (fonzeppelin) wrote,
fonzeppelin
fonzeppelin

Categories:
  • Mood:

История и судьба американских "суперфрегатов"

К материалу: Винтовые "суперфрегаты" американского флота.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: в XIX веке правила наименования американских военных кораблей еще не были сформулированы. Корабли одного и того же класса (фрегаты) и даже одного и того же типа могли быть названы в честь штатов ("Колорадо"), географических объектов ("Вабаш"), исторических персоналий ("Франклин"), политических символов ("Конгресс"), живых существ ("Уосп") и т.д. В особенности от этого страдал флот 1850-1860-ых, когда "в моде" были местные, в основном индейские названия.

----------------------------

* “Мерримак” (верфь ВМФ в Бостоне) – названный в честь одноименной реки в штате Массачуссетс первенец программы, был заложен в мае 1854 и спущен на воду 16 июня 1855. Вошел в строй 20 февраля 1856.



После вступления (с изрядным шумом) в состав флота, корабль совершил круиз по Карибскому Морю. Без проблем не обошлось: спустя всего четыре дня, после выхода из порта, медные подшипники гребного вала стерлись, и корабль был вынужден добираться до Флориды почти месяц под парусами. Тут как раз подоспели и результаты ходовых испытаний фрегата, и американский флот спешно решил направить столь спорный корабль за границу.

Летом 1856, фрегат перешел Атлантику для визита в Старый Свет. Он посетил Саутгемптон, Брест, Лиссабон и Тулон. Европейское плавание произвело значимое впечатление, и позволило слегка загладить волну критики от результатов (весьма не блестящих!) ходовых испытаний фрегата. После возвращения в Бостон 22 апреля 1857, был разукомплектован и поставлен на хранение.
Вновь укомплектован первого сентября 1857. Совершил переход на Тихий Океан вокруг Мыса Горн и прибыл в Сан-Франциско в 1858 году, где стал флагманом Тихоокеанской Эскадры (предшественницы Тихоокеанского Флота). Патрулировал воды Южной и Центральной Америки до 14 ноября 1859 года, прежде чем был отозван на Атлантическое Побережье. По прибытии в Норфолк инженеры отметили плохое состояние силовой установки фрегата, и корабль был разукомплектован и поставлен в резерв 16 февраля 1860 года.

В начале Гражданской Войны, все еще небоеспособный “Мерримак” стоял на верфи в ожидании замены изношенной машины. Когда отряды южан подошли к Норфолку, временная команда корабля во главе с Ишервудом попытались спасти “Мерримак”, самый ценный корабль из хранившихся на верфи, от захвата, и сумели привести его в движение. Однако, сторонники конфедератов в Норфолке затопили на фарватере несколько барж, перегородив выход из порта. Не имея выбора, комендант верфи приказал эвакуировать порт и сжечь не способные покинуть его корабли, включая “Мерримак”. Выгоревший до ватерлинии, фрегат затонул в порту.



Гибель "Мерримака"

В дальнейшем, занявшие Норфолк конфедераты осмотрели остов корабля, и пришли к выводу о хорошей сохранности его подводного корпуса. “Мерримак” был поднят и поставлен на верфь. Конфедераты решили восстановить его как броненосец, CSS “Вирджиния”, но эта часть карьеры корабля выходит за рамки данного рассмотрения.

* “Роанок” (верфь ВМФ, Норфолк) – названный в честь одноименного острова, он был заложен в мае 1854, и спущен на воду 13 декабря 1855. При этом не обошлось без “приключений”; при спуске на воду фрегат не проявил ни малейшего желания на ней держаться, и его пришлось поднимать для достройки. В итоге, он вошел в строй 4 мая 1857 года.



Довоенная карьера “Роанока” была весьма насыщенной. Он стал флагманским кораблем Домашней Эскадры (предшественницы Атлантического Флота США), сменив в этой роли “Вабаш”. В этой роли, он принимал участие в экспедиции в Никарагуа, направленной с целью задержания “завоевателя” страны, авантюриста американского происхождения Уильяма Уолкера. Вернувшись домой в августе 1857, фрегат был временно разукомплектован и помещен на хранение в Бостоне.

Вновь подготовленный к кампании в августе 1858-го, “Роанок” вернулся к своим обязанностям флагмана Домашней Эскадры. Более года он простоял в Панаме, дожидаясь прибытия первой (в современной истории) японской дипломатической миссии в США. Японская делегация запаздывала, и явилась только в 1860 году. Огромный американский фрегат произвел на дипломатов сильное впечатление, и торжественно доставил их в Норфолк. Здесь, 12 мая 1860 года, “Роанок” был вновь разукомплектован.

С началом Гражданской Войны в США, “Роанок” был спешно снаряжен для службы. Возвращенный в строй 20 июня 1861 года, он был включен в состав Североатлантической Блокадной Эскадры, закрывшей порты мятежных штатов для импорта вооружений. За время блокады, “Роанок” захватил три шхуны и один пароход у побережья Северной Каролины.

“Роанок” присутствовал вместе с “Миннесотой” во время первой фазы исторического сражения при Хэмптон-Роадс 8 марта 1862 года – атаки броненосца южан “Вирджиния” на корабли северян. Большая осадка помешала фрегату принять в сражении сколь-нибудь активное участие: он сел на мель и весь остаток сражения просидел на брюхе, не в силах даже сдвинуться с места.

После сражения американское адмиралтейство, впечатленное преимуществами броненосцев и успехом “Монитора”, приняло экстренную программу строительства значительного числа новых броненосных кораблей, вдобавок к уже заложенным. Для экономии времени, Джон Лентал и Бенджамин Ишервуд (занимавшие посты Начальника Бюро Строительства и Ремонта и Начальника Бюро Парового Кораблестроения соответственно) обратились к военно-морскому секретарю Гидеону Уэллсу с предложением перестроить “Роанок”, как наиболее крупный имевшийся в наличии и не занятый чем-то другим корабль, в многобашенный монитор.



Предложение было одобрено, и фрегат был поставлен на верфь для перестройки, затянувшейся более чем на год. Результат, впрочем, оказался далек от ожидаемого: вошедший в строй 16 апреля 1863 года трехбашенный монитор “Роанок” оказался перегруженным, маломореходным, и (из-за ряда компромиссов при перестройке) корпус его сильно протекал. В боевых действиях Гражданской Войны, бывший фрегат участия более не принимал. Большая осадка не позволяла использовать его в наступательных операциях против мелководных портов Юга, и в результате вплоть до 1865 года “Роанок” базировался на Хэптон-Роудс, служа убедительным аргументом на случай попытки южан (имевших сильную броненосную эскадру выше по течению реки Джеймс) организовать вылазку.

Немедленно после войны, “Роанок” был выведен в резерв. В 1874 году он был временно возвращен в строй ввиду осложнения отношений с Испанией, но вновь разукомплектован в 1875. Списан и продан на лом в 1882 году.

* “Вабаш” (верфь ВМФ в Филадельфии) – назван в честь реки Вабаш, штат Индиана. Был заложен в мае 1854 года, спущен на воду 24 октября 1855 и введен в строй 18 августа 1856.



"Вабаш" в море. Картина.


Сразу после вступления в строй, фрегат служил президентской яхтой для Франклина Пирса во время визита того в Аннаполис (Мэриленд). В дальнейшем, он был включен в состав Домашней Эскадры и до мая 1857 служил ее флагманом. “Вабаш” принимал участие в экспедициях США в Никарагуа, против захватившего власть в стране американского авантюриста Уильяма Уолкера, мечтавшего силой объединить нации Центральной Америки в военную империю.

1 марта 1858, “Вабаш” был разукомплектован в Нью-Йорке и помещен в резерв. Уже в мае 1858, он, впрочем, был вновь укомплектован, и направлен в европейские воды в качестве флагмана Средиземноморской Эскадры. При этом на его борту служил юнгой Джордж Дьюи – в будущем один из самых знаменитых американских адмиралов. После полуторагодичной кампании в европейских водах, “Вабаш” вернулся в Нью-Йорк и был вновь поставлен на хранение в декабре 1859.

С началом Гражданской Войны в США, “Вабаш” спешно вернули в строй. 30 мая 1861, он был укомплектован как флагман Атлантической Блокадной Эскадры (не путать с Североатлантической Блокадной Эскадрой; это разные соединения). В этой роли он патрулировал у берегов Южной Каролины. Его невысокая скорость изрядно затрудняла могучему фрегату погоню за быстроходными прорывателями блокады; все же за время на посту, “Вабаш” захватил три парусные бригантины и освободил шхуну “Мэри Эллис”, ранее захваченную конфедератами.



"Вабаш" на рейде Порт-Роял.


26 августа 1861 года, “Вабаш” оставил свой блокадный пост для участия в планируемой атаке на пролив Гаттерас в Северной Каролине, первой комбинированной амфибийной операции армии и флота в Гражданской Войне. Могучая артиллерия фрегата явно сыграла свою убедительную роль в быстрой капитуляции конфедеративных гарнизонов. По иронии судьбы, среди 700 пленных мятежников обнаружился Самуэль Бартон – бывший командир “Вабаша” во время его средиземноморской службы.

После этой операции “Вабаш” отбыл в Нью-Йорк на ремонт. Вернувшись в строй в октябре 1861, он был назначен флагманом Южноатлантической Блокадной Эскадры, под началом Самуэля дю Понта. В новой роли, он принял участие в первой решающей военно-морской операции войны – атаке на пролив Порт-Роял, в ходе которой американский флот успешно подавил бомбардировкой сильные укрепления южан и затем захватил их десантом.



"Вабаш" во Франции после войны.

Используя Порт-Роял как новую базу, “Вабаш” вернулся к блокадным операциям у Чарльстона. На новом месте он неоднократно привлекался к бомбардировкам фортов южан, а также высаживал десантные партии для поддержки действий армии. Его присутствие явно сильно действовало на нервы конфедератам, которые 18 апреля 1864 года, попытались уничтожить фрегат атакой полуподводного миноносца “Давид”. К сожалению для южан, наблюдатели-северяне на борту “Вабаша” свое дело знали прекрасно, и заметили миноносец еще до того, как тот вышел на позицию. Фрегат немедленно дал ход и обстрелял миноносец, который предпочел спастись бегством.

1 октября 1864, “Вабаш” вернулся в Норфолк (при этом умудрившись сесть на мель и повредить перо руля). После ремонта, он был введен в состав Североатлантической Блокадной Эскадры и в декабре 1864-январе 1865 принимал участие в крупнейшей амфибийной операции войны, атаке на форт Фишер под Уилмингтоном. Вскоре после этого, фрегат был разукомплектован в феврале 1865 года.

После войны, “Вабаш” стоял в резерве вплоть до 1871 года. Вновь возвращенный в строй, он служил в качестве флагманского корабля Средиземноморской Эскадры до 1873 года, когда был отозван на родину. Вернувшись в Бостон в 1875 году, он был сочтен слишком устарелым (в первую очередь, из-за низкой скорости) для роли боевого корабля, и переоборудован в плавучую казарму и учебный корабль.



"Вабаш" в последние десятилетия службы: корпус надстроен как плавучая казарма.
В этой роли он служил с 1876 по 1912 год, отличившись завидным долголетием своего все еще прочного корпуса. Продан на лом в 1912 году.

* “Колорадо” (верфь ВМФ в Бостоне) – спущен на воду 19 июня 1856, принят флотом 13 марта 1858.
Введенный в кампанию в мае 1858, “Колорадо” был направлен в воды Кубы, представляя там американские интересы (и заодно демонстрируя свое преимущество над британскими фрегатами, патрулировавшими на Карибской Станции). В августе 1858, он был отозван и разукомплектован в Бостоне.



С началом Гражданской Войны, “Колорадо” вновь вернули в строй. Он был назначен в состав Блокадной Эскадры Мексиканского Залива, под командованием коммодора Уильяма Марвина. В этой роли, он не был особо успешен, задержав только два приза (один из них паровой), но активно принимал участие в перестрелках с конфедеративными батареями (а также, временами, конфедеративными канонерками) на побережье, от Пенсаколы и до Миссисипи.



Все недостатки проекта проявились особенно ярко в отношении “Колорадо”. Огромный винтовой фрегат был слишком велик, чтобы оперировать у мелководного побережья Залива. Во время прорыва флота Дэвида Фаррагута вверх по Миссисипи к Новому Орлеану, “Колорадо” не смог преодолеть песчаные наносы, и вынужден был остаться в тылу. Часть его артиллерии была снята для усиления прочих кораблей эскадры. Малопригодный для действий в регионе, не особенно нужный Фаррагуту, “Колорадо” в итоге вернулся в Бостон в июне 1862 года и был разукомплектован до ноября.
В декабре, “Колорадо” вернули в строй и назначили в состав блокадных сил у Мобайла, штат Алабама. Служба его протекала без особых происшествий (за вычетом участия в захвате шхуны “Хантер” 19 мая 1864 года). В феврале 1864, он был вновь разукомплектован в Портсмуте и простоял в резерве до сентября.



Снова вернувшись в строй в октябре 1864 года, “Колорадо” патрулировал у берегов Северной Каролины (вновь без особого успеха). В январе 1865, он, и практически вся Североатлантическая Блокадная Эскадра принимали участие в бомбардировке форта Фишер под Уилмингтоном. В этом бою “Колорадо” был шесть раз поражен снарядами и потерял одного моряка убитым и двоих раненными, но благодаря усилиям теперь уже лейтенанта Дьюи, убедившего капитана переместить корабль на новую позицию ближе к укреплениям неприятеля и продолжить атаку, сыграл важную роль в сражении.

В феврале-мае 1865, “Колорадо” стоял в ремонте в Нью-Йорке. Вернувшись в строй, он был назначен флагманом Европейской Эскадры, и в 1866-1867 годах патрулировал в европейских водах, посетив порты Франции, Британии, Португалии и Испании. Вернувшись домой в 1867, он был вновь разукомплектован, на этот раз до 1870 года.

В 1870 году, американское правительство, обеспокоенное усилением влияния европейских держав (Франции, России и Британии) в Китае и Корее, приняло решение срочно усилить Азиатскую Эскадру. “Колорадо” был укомплектован для службы флагманом, и перешел на Тихий Океан. В 1871, он принимал участие в карательной экспедиции против Кореи, вызванной неспровоцированным обстрелом корейцами американских картографических судов. Вскоре после этого, фрегат вернулся в Нью-Йорк и служил флагманом Североатлантической Эскадры до 1874 года.



"Колорадо" в Корее в 1871 году. Устаревший, но все еще невероятно мощный по меркам азиатских наций.

Разукомплектован в 1876 году, использовался как плавучая казарма. Продан на лом в 1885 году.

* “Миннесота” (верфь ВМФ в Вашингтоне, округ Колумбия – да, была и такая!) – заложена в мае 1854, спущена на воду в мае 1855. Принята в состав флота 21 мая 1857 года.



Названный в честь реки Миннесота, новый фрегат сразу же после вступления в строй был укомплектован для плавания на Дальний Восток. Намечалась отправка дипломатической делегации в Китай, и американский флот желал наглядно продемонстрировать свои новые возможности и силу. В 1858-1859, “Миннесота” входила в состав Ост-Индийской Эскадры (в дальнейшем, соединенной с Азиатской), неоднократно посетив при этом порты Китая и Японии, прежде чем вернулась домой, доставив обратно успешную делегацию.

По прибытии, фрегат был разукомплектован в июне 1859, и поставлен на хранение в Бостоне. Следующие два года “Миннесота” провела в резерве.

С началом Гражданской Войны, “суперфрегат” экстренно вернули в строй. Под командованием капитана Ван Бранта, “Миннесота” в мае 1861 стала флагманом Атлантического Блокадного Эскадрона. В этой роли, она была направлена на Хэмптон-Роудс, защищать родной (в прямом смысле этого слова!) Вашингтон и блокировать подступы к захваченному южанами Норфолку. В роли блокадного корабля, карьера “Миннесоты” оказалась самой удачной среди ее систершипов – только за май 1861 года фрегат взял четыре шхуны и три баркентины, груженые военной контрабандой для мятежных штатов.

В августе 1868, “Миннесота”, вместе с “Вабашем”, принимала участие в атаке на батареи мятежников, защищавшие пролив Гаттерас. Мощная бомбардировка с кораблей деморализовала гарнизоны южан, и позволила занять форты без потерь. 23 сентября, “Миннесота” вернулась на Хэмптон-Роудс, продолжая блокадную службу.



Под всеми флагами.

8 марта 1862 года, во время атаки броненосца южан “Вирджиния” (бывшего “Мерримака”) на федеральные корабли, “Миннесота” пыталась оказать помощь гибнущим товарищам, но, как и “Роанок”, села на мель, не дойдя всего полутора миль до места сражения, и еще раз продемонстрировав слабую приспособленность глубоко сидящих фрегатов к береговым операциям. Впрочем, 8 марта это спасло “Миннесоту”. “Вирджиния”, покончив с “Конгрессом” и “Камберлендом”, собиралась атаковать беспомощный фрегат, но из-за отлива рулевой броненосца не решился вести глубоко сидящий корабль (наследие “Мерримака”!) на мелководье. Более маневренные канонерки южан попытались атаковать “Миннесоту”, но фрегат без особого труда разогнал их.

Ночные попытки буксиров снять фрегат с мели не увенчались успехом, и наутро “Миннесоте” вновь грозила гибель, когда на поле боя появился знаменитый “Монитор” и вступил в бой с “Вирджинией”. Несмотря на свое беспомощное положение, фрегат, как мог, помогал “Монитору”, давая залпы по “Вирджинии”. После того, как конфедеративный броненосец отступил, прибывшие дополнительные буксиры смогли-таки снять “Миннесоту” с мели и отвести ее к форту Монро для ремонта.

Следующие два года “Миннесота” занималась блокадной службой, как флагман Североатлантической Блокадной Эскадры. Ее основным занятием являлся перехват блокадопрорывателей, временами – поддержка действий армии Союза на берегу. Конфедераты не переставали пытаться от нее избавиться; 9 апреля 1864 года миноносец южан “Сквиб” попытался атаковать “Миннесоту” шестовой миной, но не нанес вреда, и с трудом сумел сбежать. Всего за время блокады “Миннесота” взяла пятнадцать призов.



В декабре 1864 года, “Миннесота” принимала участие в крупнейшей амфибийной операции войны – атаке на форт Фишер под Уилмингтоном. Прикрывая высадку войск, огромный фрегат встал в миле от берега, и опустошительным огнем парализовал оборону Конфедератов. Однако, по ряду причин, высадка не была успешна, и развернутые войска эвакуировались. Три недели спустя, уже в январе 1865 года, операция была повторена и на этот раз успешно. “Миннесота” вновь сыграла ключевую роль, заняв позицию вблизи берега и выделив десант в 240 человек как первую волну вторжения. Форт Фишер был взят объединенными усилиями армии и флота, и последний порт Конфедерации был, наконец, полностью закрыт.

16 февраля 1865 года “Миннесота” была выведена в резерв в Портсмуте, где и встретила окончание войны. Вновь вернули ее в строй лишь в 1867 году, для учебного плавания в Европу. Вернувшись в январе 1868, она была снова разукомплектована – на этот раз до 1875 года. В 1875, ее укомплектовали вновь, но на этот раз в роли учебно-артиллерийского судна на верфи ВМФ в Нью-Йорке.



В 1881 году, “Миннесота” перешла в Ньюпорт, штат Род-Айленд, где служила флагманом Учебной Эскадры ВМФ США. В этой роли она прослужила до 1895 года, когда в связи с испано-американской войной была, в числе многих других устаревших безнадежно кораблей, одолжена военно-морскому ополчению штата Массачусетс. В этой роли она прослужила до 1901 года, прежде чем была, наконец, списана из состава флота и продана на лом.
Tags: XIX век, ВМФ США, история флота, парусно-паровой флот, фрегаты
Subscribe

  • "Наука" пошла!

    Спустя двадцать шесть лет, модуль «Наука» все-таки покинул Землю) Начатый постройкой еще в далеком 1995 году, как функциональный дублер (т.е.…

  • Мой комментарий к записи «Линкоры и мины» от naval_manual

    Очень интересный анализ потенциальных возможностей для советского флота на Балтике в 1941 году. С позволения, утаскиваю к себе. Посмотреть…

  • Второй, но точно суборбитальный

    Спустя ровно девять дней после полета Брэнсона, в Космос поднялся Джефф Безос. Компания «Blue Origin» в своей деятельности твердо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments