Боевые лазеры vs непогода
Крайне примечательный материал от коллеги Михаила Лапикова на портале WARCATS. Посвящен такому давно (и упорно) обсуждаемому вопросу, как способность боевых лазеров действовать в непогоду — в дождь, туман, снег, в общем, при не-идеальной прозрачности воздуха.
А лазер облако пробьёт? А так, чтобы цель за ним поразить? А если это будет туча песка или снега? Вопросы-вопросы! Но что произойдёт на самом деле при встрече современного боевого лазера и непогоды? Давайте разберёмся!
Облака — броня или помеха?
Сбивать обнаглевшие в последние годы дроны лазером по цене электричества — невероятно заманчивая идея. В эпоху, когда критические аэрокосмические технологии расползаются по странам, которые до этого и ко второму-то миру толком не причисляли, не то что к Большой десятке высокотехнологичных оружейников, делает боевые лазеры и того востребованней.
Самая распространённая претензия к лазерному оружию — низкая эффективность в тумане и облачности. А так ли это на самом деле?
Краткое описание проблемы
Считается, что луч боевого лазера намертво увязнет в облаке и не сможет поразить дрон за ним. Потеря лучом энергии окажется критической даже просто в сильный туман. Пылевая буря тоже поставит на дорогой бессмысленной игрушке крест, гроб и кладбище.
Но почему же тогда инженеры продолжают работать над лучами смерти, делать боевые лазеры всё компактнее и чертить проекты, как бы получше засунуть твердотельный боевой лазер высокой мощности на шасси колёсного грузовика, в подвесной самолётный контейнер или установку вспомогательного калибра ПРО на морском корабле? Возможно, проблему рассеивания лазера в атмосфере как-то удалось решить?
История вопроса
Первые боевые лазеры уехали на полигоны почти сорок лет назад. Стационарная наземная, бортовая самолётная и бортовая корабельная установки только в СССР вполне показали себя. Конечно, эффективность ранней химической схемы оказалась низкой, да и заряды по тонне пороха с присадками на выстрел как-то не радовали. В американский самолёт близкородственных проектов YAL-1 химического боекомплекта умещалось всего на двадцать выстрелов — хотя отдали под лазер «Боинг» целиком.
Лазерный «Боинг» YAL–1
Но результаты-то были!
Си-лучи у врат Тангейзера
Реальный боевой лазер воздушного базирования мог проковырять в прочной цели достаточно большую дырку, чтобы её разрушить. Если метровая линза соберёт поданный мегаватт на цели с поправкой на дальность и рассеяние луча в пятно размером с кулак, — в этой точке фактическая яркость луча на квадратный метр окажется во многие десятки раз больше.
Корпус из алюминия — материала настолько устойчивого к теплу, что из него делают кухонную посуду, — растечётся под лучом как пластилин в струе огня паяльной лампы!
Тонкий алюминий пробивает на дальности в километры даже простой коммерческий боевой лазер китайского производства на единичные десятки киловатт. Последние несколько лет его предлагают на оружейных выставках любым покупателям, кому это интересно.
Китайская 30-киловаттная установка
И тут на пути луча вдруг появляется несокрушимый туман!.. Или не появляется?
Ответ метеоролога
Главный описательный критерий облака у метеорологов — его водность. То есть фактическое количество воды на кубический метр в отдельных каплях. Изменяется оно в границах от полуграмма до единичных граммов. Что это значит?
Что луч хотя бы «противодроновой» мощности должен не то что разогнать это препятствие, а при достаточно высокой мощности, хотя бы в сотни киловатт, — и вовсе испарить всё, мешающее ему пройти через облако, за единичные доли секунды!
Ну и что нам эти несколько лишних килограммов воды, когда наш луч штатно должен растворять в бесформенную лужицу саму кастрюлю? Что прикрытая облаками цель, что не прикрытая, — а отжарена будет в лучшем виде! Пока, конечно, в теории. Но и практика уже «близ при дверех» и того гляди постучится.
Работа лазера над 2-мм сталью
Ответ пилота
Конечно, грозовые облака и пылевые бури здорово мешают. Особенно летать. Поэтому сложные метеоусловия и зовутся «нелётная погода». Никакой лазерный обстрел просто не понадобится — дроны и малая авиация при слишком плохой погоде летать не смогут.
А что-то достаточно большое, чтобы хоть как-то летать в таких условиях, можно сбивать и дорогой зенитной ракетой. Цель уже явно того стоит.
Ну а если захочется отвлечься от теории и посмотреть на реальные испытания, то буквально этой осенью, по сообщениям Aviation Week, где-то в Северном море немцы из MBDA как раз тестировали работу боевого лазера в плохую погоду. Над проблемой «луча и облака» там работают уже давно, и вот в Rheinmetall Defence Electronics придумали решение — специальное защитное напыление на линзы. Система наведения лазерной же турели прекрасно справилась с удержанием имитированной цели не только в дождь и туман, но даже в шторм. Всех злых дронов успешно поразили, хотя пока не на три километра, а на 500 метров.
Так что будущее с боевым пиу-пиу уже наступает по-настоящему, и никакая непогода ему не помеха.
За облаком прятаться от достаточно мощного лазера бесполезно. Наведутся по радару и сожгут. А секундой раньше, секундой позже, — да без разницы!