?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

* http://fonzeppelin.livejournal.com/13935.html
* http://fonzeppelin.livejournal.com/14308.html
* http://fonzeppelin.livejournal.com/14555.html

Вполне удовлетворенный результатами опытов с “Агамемноном”, британский флот, однако, желал большего. В 1924 году, было решено, что “Агамемнон” все же слишком маленький и старый, чтобы соответствовать параметрам современного боевого корабля. Адмиралы сочли наилучшим заменить его супердредноутом “Центурион”, водоизмещением в 25500 тонн. Один из трех еще остававшихся в составе флота кораблей типа “Кинг Джордж V”, “Центурион” должен был быть списан, как только завершится строительство нового линкора “Родни” .





С переделываемого супердредноута, в соответствии с требованиями Вашингтонского Соглашения, сняли все орудия и орудийные башни, боевые рубки и ненужное оборудование, котлы перевели на нефть. Чтобы значительное уменьшение верхнего веса не сказалось на стабильности корабля, часть бывших угольных ям заполнили гравием и галькой. Броневую палубу в ключевых местах усилили дополнительной накладкой броневых плит, и часть неиспользуемых более отсеков заполнили пробкой, чтобы гарантировать “Центуриону” непотопляемость.

Корабль был оснащен системой радиоуправления, идентичной применяемой на “Агамемноне” (возможно, что это была та же самая система, переставленная с корабля на корабль). Его кораблем управления по-прежнему был эсминец “Сикари”, ранее служивший контрольным кораблем для “Агамемнона”.



“Центурион” и “Сикари” перед войной.

В новой роли, “Центурион” неоднократно принимал участие в военно-морских учениях начиная с 1928 года. Его прочная конструкция и дополнительно принятые меры защиты позволяли флоту стрелять прямо по кораблю, не опасаясь разрушить его учебными снарядами. В 1930 году, он был дополнительно оснащен дистанционно управляемой аппаратурой постановки дымовой завесы (запускаемой и отключаемой резервными кодами в системе радиоуправления) и играл главную роль в фильме о самом себе – “The Robot Battleship - With our Navy in the North Sea”.




"Центурион" под огнем линкора "Родни" - кадр из фильма “The Robot Battleship - With our Navy in the North Sea”


Начало Второй Мировой Войны старый дредноут встретил в Портсмуте. Массивный, прочный корпус “Центуриона” сразу же привлек внимание адмиралов: хотя состояние корабля делало обратную перестройку его в боеспособный линкор неэкономичной, британцы считали, что смогут использовать его как ценную вспомогательную единицу.

Весной 1940 года, “Центурион” перевели на верфь ВМФ в Девонпорте, где предполагалось перестроить его в корабль ПВО, для кампании в Норвегии. Прежде чем эти планы были реализованы, Франция пала, союзники эвакуировались из Норвегии и “Центурион” – спешно вооруженный несколькими зенитными пулеметами – поставили на рейд Девонпорта в качестве импровизированной плавучей зенитной батареи. Адмиралтейство предполагало использовать его как корабль заграждения, на случай высадки немцев в Британии.

В апреле 1941 года, когда угроза немецкого вторжения начала ослабевать, Адмиралтейство вновь задумалось над планами применения “Центуриона”. На этот раз – с подачи Черчилля – его было предложено использовать на Средиземном Море, для блокирования входа в порт Триполи, важнейший узел снабжения итальянской армии в Ливии. Предполагалось, что “Центурион” будет подведен близко к порту, и затем направлен на радиоуправлении ко входу в гавань – где ляжет на грунт и блокирует фарватер, тем самым на несколько месяцев сделав невозможным какое-либо использование Триполи. Черчилль одобрил этот проект, но командующий Средиземноморским Флотом, адмирал Эндрю Каннингем высказался против: по его мнению, “Центурион” был слишком медлителен и защита его от итальянских воздушных атак потребовала бы слишком много ресурсов.



Самый большой косплей в истории: "Центурион", замаскированный под "Энсон".

В конечном итоге, для “Центуриона” нашлось применение. В мае 1942 года, он был замаскирован так, чтобы внешне напоминать новый быстроходный линкор “Энсон”. На “Центурион” установили фальшивые деревянные башни главного калибра, фанерные надстройки, переднюю мачту и заднюю дымовую трубу. Оснащенный несколькими зенитными пушками и соответствующим образом закамуфлированный, старый “Центурион” был в июне 1942 направлен вокруг Африки в Бомбей, откуда Суэцким Каналом прошел в Средиземное Море – для “прикрытия” очередного мальтийского конвоя. Британский Средиземноморский флот был вынужден блефовать: оба его линкора были выведены из строя итальянскими диверсантами, и в случае выхода в море итальянских линкоров, противопоставить им было нечего. Адмиралы надеялись, что “Центурион” в роли “Энсона” будет достаточно убедительным аргументом для итальянцев не рисковать, и остаться дома.

11 июня, “Центурион” вышел в море вместе с крейсерами дальнего прикрытия конвоя. Его маскировка не сработала так, как полагали адмиралы – итальянцы все же вывели свои тяжелые корабли в море, но, из-за ошибок итальянского командования, их линкоры так и не сумели встретиться с конвоем. 15 июня, “Центурион” был атакован двадцатью четырьмя немецкими пикировщиками, но избежал повреждений, и сбил одну “Штуку” своими зенитками.

После этой операции, “Центурион” был поставлен на якорь возле Суэца. По-прежнему изображая современный быстроходный линкор, он успешно удерживал итальянский флот от излишней активности с лета 1942 по весну 1944 года.

Последний раз старый "Центурион" был призван на службу Короны в 1944 году. Вместе с рядом других устаревших кораблей, он был направлен к побережью Нормандии во время операции “Оверлорд” и 7 июня 1944 года затоплен на мелководье, как часть волнолома искусственного порта “Малберри”. Немецкая береговая артиллерия выпустила несколько снарядов по погружавшемуся кораблю, и – приняв его за настоящий линкор – доложила начальству о “потоплении британского линкора со значительными потерями в экипаже”. Последнее немецкие наблюдатели вывели на том основании, что насчитали только семьдесят человек, покинувших борт дредноута – понятия не имея о том, что эти семьдесят человек были всем его экипажем!



Последняя служба “Центуриона”; часть волнолома искусственной гавани “Малберри”.



Comments

( 16 comments — Leave a comment )
Darius Varnas
Feb. 12th, 2017 08:37 pm (UTC)
Чесно говоря, непонимаю етого увлечения радиоуправлением. Даже если неразрабатывать специальные легкоразрушаемые снаряды, а использовать фугасы наполненые песком - боевая рубка надежно людей защищает, как и палуба механизмы и механиков. В любом случии все равно среляют близко, но не поцели. А ведь можно снять все оружие, и добронировать корабль хоть конструкционной сталью, хоть железобетоном.
fonzeppelin
Feb. 12th, 2017 08:44 pm (UTC)
Потому что определенный риск для людей все равно сохраняется. Бронеплита может поддаться или оказаться дефектной. От сотрясения, может произойти прорыв пара из котлов или утечка нефти с последующим возгоранием. Все же 305-406-мм снаряды, даже если болванки, обладают огромной кинетической энергией. Никто не хочет терять моряков просто из-за нелепой случайности на учениях.
Darius Varnas
Feb. 12th, 2017 09:09 pm (UTC)
Дополнительная броня (вместо веса башен) может ето гарантировать. С другой стороны ето деньги, а разработка дистанционной системы управления хоть и тоже недешево, но полезна для развития отрасли радиоелектроники. Обощая -странно что специальные корабли в ивде мишенй, переделанных из устаревших судов, непоявились раньше - уже после русско японской войны.
Кстати а на чем тренировались немцы перед второй мировой? Вроде несмотря на долголетние версальские ограничения, во второй мировой их тяжелые корабли стреляли хорошо.
fonzeppelin
Feb. 12th, 2017 09:27 pm (UTC)
Гарантировать, увы, не может. Не против линкорных снарядов.

Немцы? У них были "Царинген" и "Гессен" в качестве радиоуправляемых мишеней.
Darius Varnas
Feb. 12th, 2017 09:53 pm (UTC)
ну сколько там пробьет корпус ОФ, половину калибра. Не боле. А рубка там навскидку 300-400 мм, да ее можно легко раза полтора нарастить. Как непосмотри - тройной запас. Можно вобще консрукционной сталью ограничитса.

Про Царинген и Гессен будет? И как насчет французов и итальянцев?

Edited at 2017-02-12 09:54 pm (UTC)
fonzeppelin
Feb. 13th, 2017 03:56 am (UTC)
Смотрите:

http://www.picshare.ru/uploads/170129/Jdfcu1HeFX.jpg

Это - результаты обстрела "Айовы" практическими 356-мм болванками. Как легко видеть, ее весьма и весьма толстая гарвеированная броня не была полной защитой...
fvl1_01
Feb. 13th, 2017 07:39 am (UTC)
>И как насчет французов и итальянцев?

У французов плавучую мишень не припомню, из за весьма специфической манеры финансирования и списания кораблей в 1920-1930е

У итальянцев радиоуправляемой мишенью был "Сан Марко", броненосный крейсер.

У японцев - разооруженный дредноут Сетцу (и еще отдельно эсминец цель для самолетов, с навесной бронепалубой от учебных бомб, не вспомню имечки)
fvl1_01
Feb. 13th, 2017 07:35 am (UTC)
>Обощая -странно что специальные корабли в ивде мишенй, переделанных из устаревших судов, непоявились раньше - уже после русско японской войн

Они появились ДО русско-японской войны. Просто первоначально это были парусники - их тупо пускали по ветру. Миль пардон - первое известное мне такое применение плавучей мишени на учениях - это до КРЫМСКОЙ войны :-)
fvl1_01
Feb. 13th, 2017 07:33 am (UTC)
>Немецкая береговая артиллерия выпустила несколько снарядов по погружавшемуся кораблю, и – приняв его за настоящий линкор – доложила начальству о “потоплении британского линкора со значительными потерями в экипаже”.

Ну там как бы и французский линкор притопили, который "Курбэ" :-) Правда без машин, котлов и орудий. В общем германская береговая артиллерия приписала себе бешенные успехи - линкоров два, крейсеров два и кучу транспортных судов.
fonzeppelin
Feb. 13th, 2017 07:57 am (UTC)
На "Курбэ" претендовали еще экипажи человекоторпед и "Мистели")
fvl1_01
Feb. 13th, 2017 12:28 pm (UTC)
Да, линкор был нарасхват :-)
Darius Varnas
Feb. 13th, 2017 07:41 pm (UTC)
Это - результаты обстрела "Айовы" практическими 356-мм болванками. Как легко видеть, ее весьма и весьма толстая гарвеированная броня не была полной защитой...
+++++++++++++++++++++++++++++
Но дыры в бортах - не в 30 см броне?

У французов плавучую мишень не припомню, из за весьма специфической манеры финансирования и списания кораблей в 1920-1930е
+++++++++++++++++++++++++++
Ну французы те еще затейники были. ВРоде никто кроме них недодумался начать сторить линкоры одновременно с паровыми турбинами паровыми машинами. Или подлодками с паровыми машинами.

Да, линкор был нарасхват :-)
++++++++++++++++++++++++
В кои то веки цели надающих и защищающихся совпали.
fonzeppelin
Feb. 13th, 2017 07:43 pm (UTC)
//Ну французы те еще затейники были. ВРоде никто кроме них недодумался начать сторить линкоры одновременно с паровыми турбинами паровыми машинами. Или подлодками с паровыми машинами.//

Почему же никто? Янки строили даже в пределах одного типа: "Невада" несла паровые машины, "Оклахома" - турбины. Тут дело было в том, что турбины были технологией новой, и не вполне ясно было, насколько они эффективны на дальних океанских переходах.
Darius Varnas
Feb. 13th, 2017 09:16 pm (UTC)
Про етих я знаю. Паровые машины еще и оказались економичнее первых американских турбин. Я имею ввиду когда половину валов вращает паровые машины, а половину турбины. Притом если у Титаник и его клонов турбину вращал пар отработавший в машинах, то там просто полностью раздельные установки. И судя по расходу топлива у Беарна, економичности там неполучилось...
fonzeppelin
Feb. 14th, 2017 04:04 am (UTC)
Коллега, "Беарн" имел чисто турбинную установку. Он же создавался для "завершения" дивизии чисто турбинных "Бретаней". Остальные четыре "Норманди" - да, имели смешанную установку. Предполагали, что она будет более экономичной.
Darius Varnas
Feb. 14th, 2017 11:51 am (UTC)
Я читал, что Беарн получил установку от линкора Нормандия, автор выпуска Сергей Патянин.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

fonzeppelin
fonzeppelin

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow