fonzeppelin (fonzeppelin) wrote,
fonzeppelin
fonzeppelin

Categories:

Суперминидредноуты для Перу

Я хотел бы выразить особую благодарность коллеге COLDOWN с форума Secret Projects UK, предоставившего множество интереснейшей информации.

После поражения в войне с Чили в 1879-1883, некогда мощный флот Перу восстанавливался очень медленно. Разоренная войной страна более не могла позволить себе прежних морских амбиций. Те немногочисленные средства, которые Перу могло позволить себе тратить на оборону, почти полностью уходили на перевооружение и поддержание армии - к началу XX века превратившейся в одну из значимых величин южноамериканского континента.

Тем не менее, перуанские моряки не сидели все это время, сложа руки. В отличие от многих других лишившихся флота стран, Перу сосредоточила усилия не на скорейшем приобретении новых кораблей, а на подготовке кадров: была основана военно-морская академия, сформировано Министерство Флота, организовано матросское училище и гидрографическая лаборатория.





Медленное возрождение перуанского флота началось в 1905 году, когда в Великобритании были заказаны (впервые за два десятилетия!) два быстроходных крейсера-скаута: "Almirante Grau" и "Coronel Bolognesi". Эти сравнительно небольшие (3100 тонн), легковооруженные (два 152-мм орудия и восемь 76-мм пушек) корабли отличались прекрасной мореходностью и высокой по меркам времени скоростью хода. На мерной миле, оба крейсера превысили проектные 24 узла.

Дальнейший рост перуанского флота сдерживался нехваткой финансов. Хотя предполагалось, что пара крейсеров-разведчиков станут началом большой кораблестроительной программы, включавшей также покупку/постройку двух-трех эскадренных броненосцев типа "Суифтшур", шести миноносцев и двух контрминоносцев (а также, по некоторым данным, трех быстроходных броненосных крейсеров), реально денег не нашли даже на модернизацию старой канонерской лодки "Лима" и постройку береговых укреплений в Кальяо. На долгие годы, амбиции адмиралов Перу были ограничены парой маленьких крейсеров.



Эскадренный броненосец типа "Суифтшур": заложенный как чилийский "Либертад", он остался без хозяина после заключения чилийско-аргентинского соглашения об ограничении морских вооружений и был выкуплен британцами. Такая же судьба постигла и его систершип.

Ситуация переменилась с началом "дредноутной гонки" в Южной Америке. Начала ее Бразилия, в 1907 году заказав в Великобритании два дредноута - "Минас Жерайс" и "Сао Паоло" - на тот момент, являвшихся сильнейшими в мире. Вторая значимая держава континента, Аргентина, ответила на этот вызов, заказав (после определенных "хитростей") в Америке дредноуты "Морено" и "Ривадавия", превосходившие бразильские. Тут уже забеспокоились чилийцы, традиционные морские соперники Аргентины. В 1910 году, изрядно поскребя по карманам, правительство Чили заказало в Британии два могучих супердредноута, "Сантьяго" (затем - "Конститусьон", затем - "Альмиранте Кохрейн") и "Вальпараисо" (затем - "Либертад", затем - "Альмиранте Латорре").

"Дредноутная гонка" в какой-то степени захватила и Перу. Хотя перуанцы и не собирались (пока что) соревноваться с многократно превосходящим чилийским флотом, появление в нем пары супердредноутов с 356-мм орудиями слишком уж сильно сдвигало и без того перекошенный баланс сил. Перуанские адмиралы начали размышлять над возможностью адекватного ответа.

Британские кораблестроительные магнаты, разумеется, прекрасно понимали, куда дует ветер. В феврале 1911, представители концерна "Виккерс" - основные конкуренты "Армстронг Уитворт", строившей чилийские корабли - обратились к правительству Перу с предложением построить пресловутый "адекватный ответ". Зная, что Перу весьма ограничено в финансовом плане, инженеры "Виккерс" решили сделать ставку на невысокую цену, и предложили вниманию потенциального клиента небольшие корабли, с очень мощным вооружением.

Проект 512 предполагался следующим:



Как нетрудно видеть, этот корабль был, по сути дела, преддредноутом с усиленным вооружением. Наличие всего четырех орудий главного калибра делало проект 512 неважным бойцом на дальней дистанции. Перуанцев он откровенно не заинтересовал, поэтому "Виккерс" сразу же перешла к следующему предложению.

Проект 513 был более удовлетворяющим требованиям - это уже был полноценный дредноут (хотя и очень-очень маленький) с тремя орудийными башнями:



Визуализация проекта 513.



По сути дела, проект 513 был утяжеленной по вооружению версией мини-дредноута типа "Эспанья", спроектированного (при участии "Виккерс") для испанского флота. Он также имел определенное сходство с исходным проектом греческого суперминидредноута "Саламис". Будучи построенными, пара таких кораблей вполне могла бы сражаться с "Латорре" на равных, и даже иметь определенный перевес над могучим чилийцем в суммарной боевой живучести. Конечно, их броня довольно слабо защищала от 356-мм снарядов - но справедливости ради, от них слабо защищала и немногим более толстая броня чилийского супердредноута.

Однако в итоге, перуанское правительство не заинтересовалось предложениями "Виккерс". Главной причиной оставался недостаток финансов; хотя Перу и могло изыскать нужные деньги, это потребовало бы дополнительных займов, новых кампаний по сбору средств у патриотично настроенного населения и т.д. Решиться на такие расходы для правительства маленькой, небогатой страны было непросто. И правительство хотело убедиться, что с таким трудом добытые средства будут потрачены наилучшим возможным способом. Постройка заведомо слабых кораблей исключительно ради удовлетворения имперских амбиций в "потрачены наилучшим возможным способом" явно не укладывалась.

Вместо этого, флот Перу решил сделать ставку на новаторские технологии. В 1912 году, Перу приобрело во Франции две субмарины, "Ferré" и "Palacios" - первые боеспособные подводные лодки в Южной Америке! Две 300-тонные подводные лодки, конечно, смотрелись далеко не так презентабельно как суперминидредноуты, но зато куда лучше справлялись с обороной побережья, и вполне могли удерживать даже могучий чилийский "Латторе" на почтительном расстоянии. К сожалению, карьера первых перуанских субмарин оказалась короткой. Из-за начавшейся вскоре Первой Мировой Войны, покупать для них запчасти - особенно новые аккумуляторные батареи - оказалось невозможно, и ввиду сильного износа, обе лодки в 1919 году пришлось списать. Но они послужили для перуанцем источником ценного опыта: размеры далеко не всегда имеют значение.



Новый интерес Перу к крупным кораблям появился в 1912 году. На этот раз, правда, "зачинщиком" оказался Эквадор, который захотел купить маленький итальянский крейсер "Umbria". Хотя "Умбрия" и не представляла из себя ничего особенного, по вооружению и броневой защите она превосходила оба перуанских крейсера. И такое нарушение сложившегося баланса перуанцам уж совсем не нравилось.

В качестве паллиативного решения, перуанцы выкупили большой французский броненосный крейсер "Дюпуи де Лом", стоявший в резерве. Однако, сделка эта особой популярностью не пользовалась. Заложенный тридцать с лишним лет назад крейсер был довольно сомнительным вложением капитала, и оппозиция в правительстве вполне резонно требовала не тратить деньги на устаревший металлолом, а лучше раздать их старикам и индейцам купить на них что-нибудь современное, боеспособное. Поэтому когда Эквадор решил отказаться от покупки "Умбрии", перуанцы быстро утратили интерес к "Дюпуи де Лому", и перепродали его обратно французам.

Тем не менее, идея "купить что-нибудь современное" - что обеспечило бы флоту Перу гарантированный перевес над Эквадором, а заодно и сократило бы зияющий разрыв с флотом Чили - упала на благодатную почву. В начале 1914, теперь уже фирма "Армстронг" предложила вниманию перуанцев проект небольшого и дешевого корабля корабля береговой обороны, под обозначением проект 783P:



По возможностям, корабль 783P был достаточно типичным броненосцем береговой обороны "скандинавского" типа - рассчитанным на ведение ближнего боя в ограниченной акватории. Он, безусловно, не мог тягаться с чилийскими супердредноутами (впрочем, перуанцы достаточно логично предполагали, что их подводные лодки будут достаточным "фактором риска", чтобы заставить "Латорре" и "Кохрейна" держаться подальше), но вполне мог на равных сражаться с любым чилийским броненосным крейсером. Точно не известно, как далеко продвинулись переговоры, потому что очень скоро британцам стало не до экспорта.

Первая Мировая Война прервала дальнейшую гонку морских вооружений в Южной Америке. Основные экспортеры морских вооружений - Британия, Франция и Италия - оказались по горло заняты собственными проблемами. Строящиеся на их верфях иностранные корабли реквизировались для пополнения собственных флотов; в результате, чилийцы лишились "Кохрейна", которого англичане успели переоборудовать в авианосец, и получили "Латорре" только после войны.

Последняя попытка флота Перу обзавестись чем-то, напоминающим линейные корабли, была предпринята в 1920 году. Объектом интереса перуанцев стал выставленный на продажу HMS "Gorgon", формально - монитор Королевского Флота, но на самом деле броненосец береговой обороны. Заложенный в 1913 году как "Nidaros" по заказу правительства Норвегии, он был в 1914 реквизирован британцами и достроен как монитор для бомбардировки неприятельского побережья. После войны, англичане попытались вернуть более ненужный им монитор норвежцам, но те от "Gorgon" отказались: перестроенный под британские требования корабль более не соответствовал требованиям норвежского флота (из-за накрученных британцами огромных противоторпедных булей, он не влезал ни в один норвежский док).



Перуанское правительство выразило умеренный интерес к покупке "Gorgon", и эта сделка какое-то время обсуждалась параллельно с аналогичным предложением от Аргентины. Точная сумма, которую англичане просили за монитор неизвестна, но исходя из более поздних переговоров о продаже все того же "Gorgon" Румынии - вероятно не превосходила 50.000 фунтов стерлингов. Будучи включенным в состав флота Перу, "Gorgon" стал бы вполне убедительным аргументом против чилийских броненосных крейсеров - но, разумеется, не против "Латорре". Однако, в итоге и эта сделка завершилась неудачей.

На этом попытки Перу (задокументированные) обзавестись кораблями основного класса завершились. Ход мировой войны в значительной степени поставил под сомнение ценность крупных линейных кораблей - особенно для небогатых наций, вынужденных полагаться на иностранных партнеров в вопросах ремонта и модернизации. Новые военные технологии, такие, как подводные лодки - в отношении которых Перу уже имело значительный опыт - и торпедоносная авиация, сулили значительно больший эффект от ограниченных вложений.



Полный сборник ТТХ всех линейных кораблей, возможность обзавестись которыми когда-либо рассматривали реально перуанцы.
Tags: 1920-е, Военно-морские шушпанцеры, Перу, военно-морская история, корабли которых не было
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments