Не секрет, что огромные боевые человекоподобные роботы в фантастике очень популярны. В Японии они стали своего рода визитной карточкой аниме-жанра (на пару с девочками-волшебницами). Но вот как обосновать присутствие огромной шагающей машины на поле боя? Давайте посмотрим, как это делают профи.
ОБОСНОВАНИЕ НАУЧНОЕ: МЫ ТОЧНО ЗНАЕМ, КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Создателю «Гандама» Ёсиюки «Убей их всех» Томино (по массовым побоищам Мартин ему и в подмётки не годится) очень хотелось снять аниме с реалистичной войной на гигантских роботах. Но он прекрасно понимал, что на современном поле боя ОБЧР жить будет очень недолго и очень-очень грустно. И Томино задался вопросом: а как надо изменить современное поле боя, чтобы ОБЧР на нём нашлось место?
Gundam великий и ужасный
В будущем средней степени отдалённости человечество сумело сделать компактный термоядерный реактор на гелии-3 (вот вам и подходящий источник энергии для ОБЧР) и, как неожиданный побочный эффект, открыло новую элементарную частицу — частицу Миновского. У которой массы нет, но есть заряд. Распылённые в воздухе или в космосе, частицы Миновского начисто гасят любые радиоволны и вызывают сбои неэкранированной электроники. А стало быть — нет ни радара, ни мало-мальски «умных» боеприпасов, ни даже банальной радиосвязи. Поле боя изменилось полностью.
Отмечу, что местные ОБЧР — мобильные доспехи — это первоначально… космические истребители. Космический бой в условиях частиц Миновского приходится вести на дистанции оптической видимости. «Умные» ракеты применять невозможно, вот и пришлось военным срочно начать проектировать считавшиеся раньше бесполезными космические истребители. А человекообразную форму им придали просто потому, что динамика человеческого тела в вакууме была уже хорошо изучена и позволяла сэкономить время разработки.
Обоснование физики Миновского очень тщательно проработано. Все фантастические технологии вселенной «Гандама» — лучевое оружие, огромные летающие корабли, защитные поля — вполне последовательно выводятся из чётко сформулированных свойств вымышленной частицы. Так что даже физики соглашаются: если бы частица Миновского на самом деле существовала, то примерно так бы и работали основанные на ней технологии.
ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ: ПРОСТО ЭТО СТАЛО ВОЗМОЖНО
Этот довод сводится к тому, что построить человекоподобного боевого робота стало технически возможно. И только. А вот искать ему место в быту и на полях сражений приходится исходя из вполне обычной логики. Никто не отменяет танки, противотанковые ракеты, ударные вертолёты и т. д. Мы вам робота сделали? Теперь крутитесь с ним сами.
Armored Trooper VOTOM
Пример такого подхода — Armored Trooper VOTOM. Пресловутый ВОТОМ — Вертикальный Одноместный Танк (для) Оборонительного Маневрирования — машина мелкая, небоскрёбы не перешагивает. Ростом в три-четыре метра и весом от силы тонн в семь, он, по сути, играет роль очень большого пехотинца. Это массово производимые машины, которые теряют тысячами и бросают в бой десятками тысяч. Никаких пафосных суперспособностей у ВОТОМа нет. Только броня на уровне БТР, автопушка в руках и ролики в подошвах (чтобы по дорогам не уныло шагать, изнашивая подвеску, а бодро катиться).
Если ОБЧРы будут когда-либо созданы на самом деле, то они, скорее всего, будут аналогами ВОТОМов.
В бою ВОТОМы ведут себя именно как пехота: рассредотачиваются, маскируются, используют рельеф местности. В лобовую перестрелку с танками они не лезут — с их тонкой бронёй это плохо кончится. Но вот залечь где-нибудь в овраге, укрыться маскировочными сетями и из-за укрытия отстреливать танки тяжёлыми ПТУР — это запросто. Тонкая броня ВОТОМа от попадания снаряда не спасёт — но от огня ручного оружия, осколков снарядов, враждебной среды (а бои в сериале идут на самых разных планетах, включая и такие, где без скафандра делать нечего) и оружия массового поражения солдат внутри защищён вполне надёжно.
ОБОСНОВАНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ: ЧТО НАШЛИ — ТЕМ И ВОЮЕМ
Была некогда могучая цивилизация, которая делала в том числе и ОБЧР. Потом эта цивилизация погибла — а боевые роботы остались. И теперь изрядно одичавшие и подрастерявшие технологии потомки их находят, достают из нафталина и на них воюют.
Достоинство такого подхода — превосходство ОБЧР на поле боя отдельного объяснения не требует. Они — продукт более развитой цивилизации и заведомо лучше отсталого «новостроя».
Panzer World Galient
Классический пример — Panzer World Galient. Развитая цивилизация на планете Арст погибла в ходе галактической войны так давно, что потомки уже и вовсе позабыли, что она когда-то была. Местное население живёт во вполне себе типичном Средневековье с замками, рыцарями, битвами на мечах. Но в развалинах древних бункеров можно ещё раскопать тщательно законсервированных боевых роботов.
Мы вообще не знаем, для чего эти роботы были когда-то созданы и какую роль на поле боя играли (судя по виду многих машин, изначально они вообще были строительной да инженерной техникой). Современное население Арста применяет ОБЧР потому, что других вариантов нет. Что откопали и сумели запустить, тем и воюем.
ОБОСНОВАНИЕ ВОЛШЕБНОЕ: ДА, У НАС ТАК МОЖНО!
Этот довод встречается, как правило, в фэнтези-ме́ха (да, есть и такое!). Огромный боевой робот нормально смотрится на поле боя, если его противники — копейщики, драконы и хтонические демоны.
The Vision of Escaflowne
Да, у нас можно боевого робота сковать в деревенской кузнице. А ещё у нас нагретые камни летают и порох не взрывается — ну и чему вы ещё удивляетесь?
Хороший (я бы сказал — отличный) пример — это сериал The Vision of Escaflowne. Действие происходит на невидимом двойнике Земли, планете Гайя, где законы и принципы науки просто… другие. Механика и электрика значительно превосходят земные, но, например, взрывчатые вещества здесь просто невозможны. И огромный шагающий доспех-экзоскелет (фамильный, передаваемый от отца к сыну), вооружённый пятиметровым мечом, — вполне здравое для Гайи решение.
Просто мир совсем другой.
ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ: ПОТОМУ ЧТО ПОТОМУ
Наиболее сомнительный пример обоснования — когда ОБЧР нужен потому, что он ОБЧР. То есть боевому роботу присваивается некое уникальное свойство, без которого ну никак. И этим свойством почему-то может обладать только робот.
Иными словами, робот бьёт монстра, потому что он робот. А ты, танк, не лезь.
Обычно такой подход применяют в ме́ха про супер-роботов, где один мега-ОБЧР мистического/инопланетного/супертехнолог
Здесь гигантских роботов строят потому, что враги землян — раса гигантских гуманоидов Зентради. Рост среднего пехотинца Зентради — десять метров: в боевой броне он сам себе ОБЧР, для оружия земной пехоты неуязвимый.
Зентради — справа, ОБЧР — слева. Не перепутай
Людям приходится строить боевых роботов, просто чтобы оставаться в одной «весовой категории».
ОБОСНОВАНИЕ ЛЕНИВОЕ: КАК ЭТО ТАНК ЛУЧШЕ?!
Пожалуй, самый неприятный случай — когда обоснования в общем-то и нет. Все воюют на ОБЧРах, они считаются королями на поле боя, но почему именно бронированная избушка на курьих ножках лучше танка — не объясняют.
Battletech. Тот случай, когда танк выглядит куда убедительнее, чем ОБЧР
Например, огромная, детально проработанная вселенная Battletech безнадёжно увязает на одном простом вопросе: а чем стотонный боевой робот (например, «Атлас») лучше равного по весу танка? Танк может нести то же самое вооружение, защищён — ввиду низкого силуэта и отсутствия хрупких куриных лапок — гораздо лучше, да ещё и стоит дешевле. И если ещё можно аргументировать, что лёгкий боевой робот (например, «Коммандо») обладает лучшей проходимостью при сложном рельефе, то к тяжёлым орясинам это явно не относится.
Часто ленивый подход дополняется ещё и невысокой компетентностью авторов. Например, в том же Battletech некие супер-пупер системы РЭБ глушат наведение управляемых ракет, из-за чего стрельба на пару километров — уже «далеко». Ну хорошо — а что мешает палить по ОБЧР старой доброй ПТУР «Малютка», которая управляется по проводу? Или использовать бомбу «Уоллай» с оптическим самонаведением на контрастное пятно? Ответ, увы, прост: авторы сеттинга ничего о таком оружии не знали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Как можно видеть, способов обосновать ОБЧР на поле боя авторы, на самом деле, придумали немало. И многие из них дали начало настоящей классике ме́ха-жанра. Которая более чем заслуживает внимания всех любителей военной фантастики.