fonzeppelin (fonzeppelin) wrote,
fonzeppelin
fonzeppelin

Categories:

Ламповые солдаты свободы: бомбы-планеры программы Glomb

Как я уже отмечал ранее, главной проблемой в отношении американских управляшек является не дефицит информации - а ее избыток. Потребовались четыре (!) темы, только чтобы разобрать вопрос планирующих бомб. Следующим будет рассказ об управляемых бомбах, падающих вертикально, и есть у меня подозрение, что он тоже затянется на 3-4 темы. Enjoy!

Помимо планирующих бомб, подвешиваемых под бомбардировщиком, значительный интерес у американских военных вызывала также идея бомбы-планера, буксируемой за самолетом. Такая концепция имела определенные преимущества: во-первых, можно было не ограничивать размеры и вес планера посильными для внешней подвески бомбардировщика. Во-вторых, буксировать самостоятельно летящую бомбу могли и легкие – даже одномоторные! – бомбардировщики. К началу Второй Мировой Войны, военные США накопили уже солидный опыт, как в создании буксируемых планеров, так и в радиоуправлении (на летающих мишенях), и объединить их не составляло особого труда.



Дополнительным стимулом стало появление в 1942 году компактной телевизионной камеры фирмы RCA – достаточно легкой и надежной для установки на небольшой летательный аппарат. Военные США считали телевизионное командное наведение (при котором оператор видел изображение, передаваемое с телекамеры бомбы, и командами по радио наводил ее в цель) чрезвычайно перспективным. В отличие от обычного командного наведения, когда оператор отслеживал полет бомбы визуально, точность теленаведения только возрастала по мере приближения к цели.

LB-СЕРИЯ (ФЛОТ)

Первыми были моряки. Еще в 1940 году, флот США начал теоретическую проработку проекта радиоуправляемого планера-бомбы, который взлетал бы с палубы авианосца и буксировался к цели самолетом. В начале 1941 года, программа разработки была одобрена военным департаментом, и получила обозначение “Glomb” (аббревиатура от Glider Bomb, т.е. планер-бомба).

В 1942 году, Бюро Аэронавтики флота сформулировало требования к проекту. Первоначально, в его рамках предполагалось создать этакий “буксируемый бомбардировщик”, несущий бомбы и запас топлива для самолета-буксировщика. Дистанционное управление при этом не требовалось: самолет-буксировщик, питаясь бензином из баков планера, должен был дотащить его до цели, сбросить на нее бомбы, затем отцепить опустевший планер и на собственном топливе вернуться домой. Полезная нагрузка планера в рамках проекта должна была составлять до 8200 кг бомб (18000 фунтов), или до 11000 литров (3000 галлонов) авиатоплива.

Хотя проект и не содержал ничего принципиально нереалистичного – тяжелые транспортные планеры, вроде британского “Гамилькара”, вполне соответствовали требованиям по своим характеристикам – но тут вмешались практические соображения. Разработка нового тяжелого планера под требования проекта “Glomb” заняла бы как минимум год, и как бы сложилась к этому времени военная обстановка, никто предсказать не мог. Поэтому требования к программе летом 1942 быстро пересмотрели в сторону уменьшения: теперь предполагалось создать сравнительно небольшой буксируемый планер с нагрузкой в 1800 кг (4000 фунтов), приспособленный для взлета с авианосцев и буксировки палубными самолетами. Наводиться на цель планер должен был с помощью радиокомандного наведения, дополненного телекамерой в носовой части, передающей изображение цели на экран оператора.



Официальные требования к проекту “Glomb”, подготовленные Бюро Воздухоплавания в сотрудничестве с NAF (англ. Naval Aircraft Factory, Авиационная Фабрика Флота) в сентябре 1942, подразумевали создание небольшого и дешевого планера, способного доставить 1800 кг взрывчатки на дистанцию до 650 км. Планер должен был иметь трехколесное шасси для взлета с авианосцев. В качестве буксира, планер должен был использовать палубный истребитель Grumman F6F “Hellcat”. Предполагалось, что у истребителя будут наибольшие шансы выжить, если “сцепку” атакуют на пути к цели.

В конкурсе приняли участие авиакомпании, специализирующиеся на производстве небольших самолетов: “Taylorcraft Aircraft”, “Piper Aircraft”, “Aeronca Aircraft” и “Waco Aircraft Company”, а также производитель пианино “Pratt-Read” (в годы войны успешно занимавшийся лицензионной сборкой планеров Waco CG-4). Чтобы ускорить работы по проекту, адмиралы поставили дополнительное условие – боевой планер должен был быть создан на основе серийного учебного, уже находящегося в производстве.

Все планеры-бомбы LB-серии проектировались под общие требования: скорость буксировки, близкую к крейсерской скорости самолета, хорошую устойчивость в пикировании. Так как они предполагались расходным, массово применяемым оружием, то изготавливаться они должны были из недефицитных материалов руками неквалифицированных рабочих на небольших предприятиях.

В ходе буксировки, планер-бомба должен был просто удерживаться автопилотом на устойчивом курсе. После сброса, управление планером осуществлялось по радио, с помощью радиокомандной системы управления. Точно не известно, какие именно приемник и передатчик собирались использовать для этой цели, но, вероятно, аналогичные применяемым для управления летающими мишенями – американские военные обычно не видели смысла заново изобретать велосипед. В носовом обтекателе планера устанавливалась компактная телекамера фирмы RCA, транслирующая изображение цели на экран самолета-носителя. Помимо радиоуправления, планеры также должны были иметь кабину пилота с рудиментарными органами управления – для учебных и тренировочных полетов.

Фирма “Taylorcraft Aircraft” представила проект LBT-1, на основе легкого самолета “Taylorcraft L-2”. Это был расчалочный высокоплан размахом крыла в 11 метров. Легкая, изготовленная преимущественно из дерева машина имела каплевидный фюзеляж и развивала скорость до 390 км/ч (до 510 км/ч в пикировании). Согласно ряду данных, выдержать боевую нагрузку в 1800 кг не удалось, и планер мог быть безопасно использован только с боевой нагрузкой порядка 910 кг.



Фирма “Pratt-Read” представила проект LBE-1, на основе производившегося по лицензии планера “Waco CG-4”. Этот аппарат был низкопланом с широким крылом размахом в 9,91 метра, но увеличенной по сравнению с другими проектами площадью. На задней кромке крыла имелись воздушные тормоза, препятствующие потере планером управляемости в пикировании. Скорость LBE-1 в пикировании достигала 480 километров в час.



Фирма “Piper” представила проект LBP-1, на основе своего знаменитого легкого самолета “Piper Cub”. Ее планер был безрасчалочным высокопланом с узким и тонким крылом размахом в 10 метров. Фюзеляж имел форму вытянутой сигары. Скорость в планировании достигала 480 км/ч.



В сентябре 1944 года, состоялись первые испытания. В них приняли участие три планера XLNT-1 от “Taylorcraft” – дистанционно управляемая версия серийного учебного планера TG-6, в свою очередь, представлявшего собой безмоторную версию легкого самолета L-2 “Grasshopper”. Результаты оказались… двойственными.

Хотя с точки зрения летных характеристик дистанционно управляемые планеры соответствовали требованиям, система телевизионного командного наведения оставляла желать много лучшего. Качество изображения было низким, различить цель удавалось только при хорошей освещенности, а на канале связи регулярно возникали помехи. Кроме того, выяснилось, что наводить планер через неподвижную камеру в носовой части – не самое простое занятие. Инерция летательного аппарата была сравнительно велика, и при резком повороте цель могла запросто выскочить из узкого поля зрения камеры.



Маяк, видимый через камеру Glomb.

В результате, в октябре 1944 командование флота приняло решение существенно сократить масштабы программы. Работы над бывшим фаворитом, LBT, были остановлены вообще, заказ на серийные машины отменен после сборки 25 штук. Заказы на LBE и LBP после некоторой борьбы удалось отстоять, но флот урезал количество машин до 85 единиц по каждому из проектов.

В феврале 1945, по мере того, как исход войны становился все более и более определенным, флот сократил и эти два заказа до 35 машин каждой модели. Интерес к программе со стороны адмиралов быстро ослабевал, по мере того, как становились очевидны принципиальные недостатки крупных планеров – низкая скорость и плохая приспособленность к дистанционному управлению.
На фоне успеха (относительного, но все же) ударных дронов TDR-1 и самонаводящихся планирующих бомб “Бэт”, буксируемый за истребителем планер-бомба уже не выглядел сколь-нибудь перспективным решением.



Учебный запуск снаряженного Glomb LBT-1.

В июне 1945, после серии не слишком удачных посадочных испытаний, было решено отказаться и от программы LBP. Программа LBE еще продолжалась – практически уже как исследовательская – но в августе 1945, после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, флот отказался и от нее. Только четыре планера LBE из заказанных 35 успели передать флоту. Ни один из них так и не был использован в боевых действиях. Формально, к программе "Glomb" также относилась ракетная бомба LBD-1 "Горгулья", но на деле она не имела ничего общего с буксируемыми планерами.

Тем не менее, это был еще не конец программы “Glomb”. Уже после окончания войны, три планера LBE были оснащены радиолокационными головками самонаведения от ASM-N-2 “Bat”. Предполагалось, что это позволит решить проблемы наведения: теперь оператору достаточно было зафиксировать ГСН на цели (“картинка” с радара передавалась на носитель по кабелю, проложенному вдоль буксировочного троса) и затем планер-бомба самостоятельно бы шел к цели. В 1946 году, оснащенные ГСН планеры-бомбы испытывались Группой Беспилотных Аппаратов в пустыне Мохаве, но флот уже утратил всякий интерес к проекту.

BG-СЕРИЯ (АРМИЯ)

В 1941 году, идеей радиоуправляемой бомбы-планера заинтересовалась и армия. В отличие от флота, армейская программа, впрочем, была, скорее, инициативой по использованию избыточных ресурсов. Осенью 1941, армия США заказала десяток радиоуправляемых летающих мишеней “Fletcher ” PQ-11 (беспилотная версия неудачного учебного самолета “Fletcher” FBT-2), но по результатам испытаний сочла их неудовлетворительными. Поскольку средства были уже потрачены, командование армейской авиации предложило переоборудовать эти ненужные беспилотники в дистанционно-управляемые летающие бомбы, сняв мотор и установив вместо него 910-кг бомбу.



Поскольку аббревиатура GB уже использовалась, то обозначением для нового проекта выбрали BG – Bomb Glider. Основная концепция была аналогична программе флота: планер-бомба буксировался к цели за самолетом, затем примерно в 30-50 километрах отцеплялся, и наводился на цель по радио. Для отслеживания цели использовалась закрепленная в носовом обтекателе телекамера, а для передачи команд – стандартная радиокомандная система управления летающими мишенями.

Планер BG-1
был прямой модификацией “Fletcher ” PQ-11. С нее сняли двигатель и пропеллер, установив вместо них в передней части фюзеляжа 910-кг бомбу, а в носовом обтекателе – телевизионную камеру. Система управления оставалась прежней.



Планеры BG-1, по всей видимости, поступили на испытания, но на вооружение так и не были приняты. Дополнительных заказов на PQ-11 тоже не последовало.

Планер BG-2 – относительно этого проекта существует значительная неясность. По одним источникам, он представлял собой большой планер-бомбу на базе 8-местного десантного планера Frankfort CG-1 (не пошедшего в производство).

Однако, согласно другим данным, BG-2 являлся прямым развитием BG-1 и представлял собой, по сути дела, два фюзеляжа BG-1, скрепленные параллельно общим крылом и горизонтальным оперением. В каждом из фюзеляжей находилось по 900-кг бомбе, таким образом, общая полезная нагрузка достигала 1800 кг. Такая “тандемная” конструкция виделась простым и дешевым способом увеличить вдвое нагрузку планера-бомбы, при этом сохраняя основные элементы конструкции.



Согласно третьей версии, BG-2 являлся собственной разработкой “Fletcher” на базе легкого самолета Fletcher CQ-1, использовавшегося для дистанционного управления беспилотными мишенями.

Проект, по всей видимости, так и остался на чертежной доске.

Планер BG-3 – в отличие от предшествующих, был разработан фирмой Cornelius Aircraft Company. Это был весьма необычного вида летательный аппарат с крылом обратной стреловидности. Основатель фирмы, Джордж Корнелиус, экспериментировал с нестандартной геометрией крыла еще с 1920-ых, и доказал жизнеспособность концепции, подняв в небо в 1943 оригинальный “Cornelius Mallard”.



Планер-бомба BG-3 был создан на основе предшествующего проекта – планера-заправщика Cornelius XFG-1. Он был разработан как, своего рода, гигантский подвесной топливный бак, буксируемый за бомбардировщиком B-29. Разработка проекта не была завершена до конца войны, но Корнелиус попытался параллельно предложить свою машину на роль телеуправляемого планера-бомбы.

Проект не вышел за рамки эскизов. Вся программа BG была закрыта армейскими ВВС в 1942 году: опыт военных действий ясно продемонстрировал, что шансы выжить в небе над Германией у подобной “сцепки” даже в теории невелики. Внимание генералов переключилось на более перспективные программы планирующих и вертикально падающих управляемых бомб.

ИСТОЧНИКИ:

* An Interpretative History of the Pacific Missile Test Center - Maxwell White (1991)
* The Long Road To Desert Storm And Beyond: The Development Of Precision Guided Bombs - Donald I. Blackwelder (2015)
* US Naval Weapons - Norman Friedman, Conway Maritime Press (1983)
* Сайт Designation Systems
Tags: ВВС США, ВМФ США, вооружения, история, управляемое оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments