Помимо планирующих бомб, подвешиваемых под бомбардировщиком, значительный интерес у американских военных вызывала также идея бомбы-планера, буксируемой за самолетом. Такая концепция имела определенные преимущества: во-первых, можно было не ограничивать размеры и вес планера посильными для внешней подвески бомбардировщика. Во-вторых, буксировать самостоятельно летящую бомбу могли и легкие – даже одномоторные! – бомбардировщики. К началу Второй Мировой Войны, военные США накопили уже солидный опыт, как в создании буксируемых планеров, так и в радиоуправлении (на летающих мишенях), и объединить их не составляло особого труда.
Дополнительным стимулом стало появление в 1942 году компактной телевизионной камеры фирмы RCA – достаточно легкой и надежной для установки на небольшой летательный аппарат. Военные США считали телевизионное командное наведение (при котором оператор видел изображение, передаваемое с телекамеры бомбы, и командами по радио наводил ее в цель) чрезвычайно перспективным. В отличие от обычного командного наведения, когда оператор отслеживал полет бомбы визуально, точность теленаведения только возрастала по мере приближения к цели.
LB-СЕРИЯ (ФЛОТ)
Первыми были моряки. Еще в 1940 году, флот США начал теоретическую проработку проекта радиоуправляемого планера-бомбы, который взлетал бы с палубы авианосца и буксировался к цели самолетом. В начале 1941 года, программа разработки была одобрена военным департаментом, и получила обозначение “Glomb” (аббревиатура от Glider Bomb, т.е. планер-бомба).
В 1942 году, Бюро Аэронавтики флота сформулировало требования к проекту. Первоначально, в его рамках предполагалось создать этакий “буксируемый бомбардировщик”, несущий бомбы и запас топлива для самолета-буксировщика. Дистанционное управление при этом не требовалось: самолет-буксировщик, питаясь бензином из баков планера, должен был дотащить его до цели, сбросить на нее бомбы, затем отцепить опустевший планер и на собственном топливе вернуться домой. Полезная нагрузка планера в рамках проекта должна была составлять до 8200 кг бомб (18000 фунтов), или до 11000 литров (3000 галлонов) авиатоплива.
Хотя проект и не содержал ничего принципиально нереалистичного – тяжелые транспортные планеры, вроде британского “Гамилькара”, вполне соответствовали требованиям по своим характеристикам – но тут вмешались практические соображения. Разработка нового тяжелого планера под требования проекта “Glomb” заняла бы как минимум год, и как бы сложилась к этому времени военная обстановка, никто предсказать не мог. Поэтому требования к программе летом 1942 быстро пересмотрели в сторону уменьшения: теперь предполагалось создать сравнительно небольшой буксируемый планер с нагрузкой в 1800 кг (4000 фунтов), приспособленный для взлета с авианосцев и буксировки палубными самолетами. Наводиться на цель планер должен был с помощью радиокомандного наведения, дополненного телекамерой в носовой части, передающей изображение цели на экран оператора.
Официальные требования к проекту “Glomb”, подготовленные Бюро Воздухоплавания в сотрудничестве с NAF (англ. Naval Aircraft Factory, Авиационная Фабрика Флота) в сентябре 1942, подразумевали создание небольшого и дешевого планера, способного доставить 1800 кг взрывчатки на дистанцию до 650 км. Планер должен был иметь трехколесное шасси для взлета с авианосцев. В качестве буксира, планер должен был использовать палубный истребитель Grumman F6F “Hellcat”. Предполагалось, что у истребителя будут наибольшие шансы выжить, если “сцепку” атакуют на пути к цели.
В конкурсе приняли участие авиакомпании, специализирующиеся на производстве небольших самолетов: “Taylorcraft Aircraft”, “Piper Aircraft”, “Aeronca Aircraft” и “Waco Aircraft Company”, а также производитель пианино “Pratt-Read” (в годы войны успешно занимавшийся лицензионной сборкой планеров Waco CG-4). Чтобы ускорить работы по проекту, адмиралы поставили дополнительное условие – боевой планер должен был быть создан на основе серийного учебного, уже находящегося в производстве.
Все планеры-бомбы LB-серии проектировались под общие требования: скорость буксировки, близкую к крейсерской скорости самолета, хорошую устойчивость в пикировании. Так как они предполагались расходным, массово применяемым оружием, то изготавливаться они должны были из недефицитных материалов руками неквалифицированных рабочих на небольших предприятиях.
В ходе буксировки, планер-бомба должен был просто удерживаться автопилотом на устойчивом курсе. После сброса, управление планером осуществлялось по радио, с помощью радиокомандной системы управления. Точно не известно, какие именно приемник и передатчик собирались использовать для этой цели, но, вероятно, аналогичные применяемым для управления летающими мишенями – американские военные обычно не видели смысла заново изобретать велосипед. В носовом обтекателе планера устанавливалась компактная телекамера фирмы RCA, транслирующая изображение цели на экран самолета-носителя. Помимо радиоуправления, планеры также должны были иметь кабину пилота с рудиментарными органами управления – для учебных и тренировочных полетов.
Фирма “Taylorcraft Aircraft” представила проект LBT-1, на основе легкого самолета “Taylorcraft L-2”. Это был расчалочный высокоплан размахом крыла в 11 метров. Легкая, изготовленная преимущественно из дерева машина имела каплевидный фюзеляж и развивала скорость до 390 км/ч (до 510 км/ч в пикировании). Согласно ряду данных, выдержать боевую нагрузку в 1800 кг не удалось, и планер мог быть безопасно использован только с боевой нагрузкой порядка 910 кг.
Фирма “Pratt-Read” представила проект LBE-1, на основе производившегося по лицензии планера “Waco CG-4”. Этот аппарат был низкопланом с широким крылом размахом в 9,91 метра, но увеличенной по сравнению с другими проектами площадью. На задней кромке крыла имелись воздушные тормоза, препятствующие потере планером управляемости в пикировании. Скорость LBE-1 в пикировании достигала 480 километров в час.
Фирма “Piper” представила проект LBP-1, на основе своего знаменитого легкого самолета “Piper Cub”. Ее планер был безрасчалочным высокопланом с узким и тонким крылом размахом в 10 метров. Фюзеляж имел форму вытянутой сигары. Скорость в планировании достигала 480 км/ч.
В сентябре 1944 года, состоялись первые испытания. В них приняли участие три планера XLNT-1 от “Taylorcraft” – дистанционно управляемая версия серийного учебного планера TG-6, в свою очередь, представлявшего собой безмоторную версию легкого самолета L-2 “Grasshopper”. Результаты оказались… двойственными.
Хотя с точки зрения летных характеристик дистанционно управляемые планеры соответствовали требованиям, система телевизионного командного наведения оставляла желать много лучшего. Качество изображения было низким, различить цель удавалось только при хорошей освещенности, а на канале связи регулярно возникали помехи. Кроме того, выяснилось, что наводить планер через неподвижную камеру в носовой части – не самое простое занятие. Инерция летательного аппарата была сравнительно велика, и при резком повороте цель могла запросто выскочить из узкого поля зрения камеры.
Маяк, видимый через камеру Glomb.
В результате, в октябре 1944 командование флота приняло решение существенно сократить масштабы программы. Работы над бывшим фаворитом, LBT, были остановлены вообще, заказ на серийные машины отменен после сборки 25 штук. Заказы на LBE и LBP после некоторой борьбы удалось отстоять, но флот урезал количество машин до 85 единиц по каждому из проектов.
В феврале 1945, по мере того, как исход войны становился все более и более определенным, флот сократил и эти два заказа до 35 машин каждой модели. Интерес к программе со стороны адмиралов быстро ослабевал, по мере того, как становились очевидны принципиальные недостатки крупных планеров – низкая скорость и плохая приспособленность к дистанционному управлению.
На фоне успеха (относительного, но все же) ударных дронов TDR-1 и самонаводящихся планирующих бомб “Бэт”, буксируемый за истребителем планер-бомба уже не выглядел сколь-нибудь перспективным решением.
Учебный запуск снаряженного Glomb LBT-1.
В июне 1945, после серии не слишком удачных посадочных испытаний, было решено отказаться и от программы LBP. Программа LBE еще продолжалась – практически уже как исследовательская – но в августе 1945, после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, флот отказался и от нее. Только четыре планера LBE из заказанных 35 успели передать флоту. Ни один из них так и не был использован в боевых действиях. Формально, к программе "Glomb" также относилась ракетная бомба LBD-1 "Горгулья", но на деле она не имела ничего общего с буксируемыми планерами.
Тем не менее, это был еще не конец программы “Glomb”. Уже после окончания войны, три планера LBE были оснащены радиолокационными головками самонаведения от ASM-N-2 “Bat”. Предполагалось, что это позволит решить проблемы наведения: теперь оператору достаточно было зафиксировать ГСН на цели (“картинка” с радара передавалась на носитель по кабелю, проложенному вдоль буксировочного троса) и затем планер-бомба самостоятельно бы шел к цели. В 1946 году, оснащенные ГСН планеры-бомбы испытывались Группой Беспилотных Аппаратов в пустыне Мохаве, но флот уже утратил всякий интерес к проекту.
BG-СЕРИЯ (АРМИЯ)
В 1941 году, идеей радиоуправляемой бомбы-планера заинтересовалась и армия. В отличие от флота, армейская программа, впрочем, была, скорее, инициативой по использованию избыточных ресурсов. Осенью 1941, армия США заказала десяток радиоуправляемых летающих мишеней “Fletcher ” PQ-11 (беспилотная версия неудачного учебного самолета “Fletcher” FBT-2), но по результатам испытаний сочла их неудовлетворительными. Поскольку средства были уже потрачены, командование армейской авиации предложило переоборудовать эти ненужные беспилотники в дистанционно-управляемые летающие бомбы, сняв мотор и установив вместо него 910-кг бомбу.
Поскольку аббревиатура GB уже использовалась, то обозначением для нового проекта выбрали BG – Bomb Glider. Основная концепция была аналогична программе флота: планер-бомба буксировался к цели за самолетом, затем примерно в 30-50 километрах отцеплялся, и наводился на цель по радио. Для отслеживания цели использовалась закрепленная в носовом обтекателе телекамера, а для передачи команд – стандартная радиокомандная система управления летающими мишенями.
Планер BG-1 был прямой модификацией “Fletcher ” PQ-11. С нее сняли двигатель и пропеллер, установив вместо них в передней части фюзеляжа 910-кг бомбу, а в носовом обтекателе – телевизионную камеру. Система управления оставалась прежней.
Планеры BG-1, по всей видимости, поступили на испытания, но на вооружение так и не были приняты. Дополнительных заказов на PQ-11 тоже не последовало.
Планер BG-2 – относительно этого проекта существует значительная неясность. По одним источникам, он представлял собой большой планер-бомбу на базе 8-местного десантного планера Frankfort CG-1 (не пошедшего в производство).
Однако, согласно другим данным, BG-2 являлся прямым развитием BG-1 и представлял собой, по сути дела, два фюзеляжа BG-1, скрепленные параллельно общим крылом и горизонтальным оперением. В каждом из фюзеляжей находилось по 900-кг бомбе, таким образом, общая полезная нагрузка достигала 1800 кг. Такая “тандемная” конструкция виделась простым и дешевым способом увеличить вдвое нагрузку планера-бомбы, при этом сохраняя основные элементы конструкции.
Согласно третьей версии, BG-2 являлся собственной разработкой “Fletcher” на базе легкого самолета Fletcher CQ-1, использовавшегося для дистанционного управления беспилотными мишенями.
Проект, по всей видимости, так и остался на чертежной доске.
Планер BG-3 – в отличие от предшествующих, был разработан фирмой Cornelius Aircraft Company. Это был весьма необычного вида летательный аппарат с крылом обратной стреловидности. Основатель фирмы, Джордж Корнелиус, экспериментировал с нестандартной геометрией крыла еще с 1920-ых, и доказал жизнеспособность концепции, подняв в небо в 1943 оригинальный “Cornelius Mallard”.
Планер-бомба BG-3 был создан на основе предшествующего проекта – планера-заправщика Cornelius XFG-1. Он был разработан как, своего рода, гигантский подвесной топливный бак, буксируемый за бомбардировщиком B-29. Разработка проекта не была завершена до конца войны, но Корнелиус попытался параллельно предложить свою машину на роль телеуправляемого планера-бомбы.
Проект не вышел за рамки эскизов. Вся программа BG была закрыта армейскими ВВС в 1942 году: опыт военных действий ясно продемонстрировал, что шансы выжить в небе над Германией у подобной “сцепки” даже в теории невелики. Внимание генералов переключилось на более перспективные программы планирующих и вертикально падающих управляемых бомб.
ИСТОЧНИКИ:
* An Interpretative History of the Pacific Missile Test Center - Maxwell White (1991)
* The Long Road To Desert Storm And Beyond: The Development Of Precision Guided Bombs - Donald I. Blackwelder (2015)
* US Naval Weapons - Norman Friedman, Conway Maritime Press (1983)
* Сайт Designation Systems